ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ

14 июля 1:22

Правовая база деятельности федеральных органов исполнительной власти не содержит четкой формулировки их места и роли в системе обеспечения национальной безопасности в целом и в системе обеспечения региональной безопасности, в частности.

Тем не менее, анализ статусных документов МВД России позволяет заключить, что в системе обеспечения безопасности территориальные органы МВД России выполняет широкий спектр правоохранительных функций.                     В их числе:

а) обеспечение конституционных прав и свобод граждан;

б) противодействие преступности и коррупции;

в) обеспечение общественной и экономической безопасности;

г) обеспечении социальной стабильности в регионах России;

д) участие в поддержании экологической безопасности;

е) участие в противодействии экстремизму, терроризму и т.д.

Анализ результатов деятельности территориальных органов МВД России, позволяет констатировать, что указанный орган исполнительной власти задействован в реализации большинства мер, направленных на противодействие угрозам безопасности.

Исследование деятельности территориальных органов МВД России в показывает, что имеющиеся недостатки во многом обусловлены несовершенством системы правового регулирования, и лишь кропотливая работа по приведению правовых норм в соответствие с потребностями практической деятельности не в последнюю очередь позволит повысить эффективность рассматриваемой деятельности, обеспечить реагирование на изменяющиеся вызовы и угрозы безопасности личности, общества, государства.

В подсистеме органов внутренних дел можно также выделить ряд территориальных и отраслевых подсистем, имеющих собственную иерархическую структуру, основанную на сочетании линейного и функционального (отраслевого) принципов построения.

Линейный принцип реализуется в распределении полномочий территориальных органов МВД России различного уровня по вертикали и в целом соответствует принятой в стране организации системы органов федеральной исполнительной власти.

Сегодня территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют собой централизованную систему подразделений, находящихся в подчинении МВД России, а их структура, полномочия и организация деятельности определены в соответствующих вышеназванных нормативных правовых актах.

Территориальный орган МВД России на региональном уровне осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Реализуя свои достаточно широкие полномочия, территориальный орган МВД России на региональном уровне: участвует в реализации государственной политики в сфере внутренних дел,

  1. в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  2. в сфере миграции на территории субъекта Российской Федерации;
  3. разрабатывает меры по укреплению правопорядка на основе анализа и прогнозирования состояния преступности;
  4. положения дел в области охраны общественного порядка и собственности;
  5. обеспечения общественной безопасности;
  6. вносит в МВД России и в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по совершенствованию защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств;
  7. обобщает правоприменительную практику органов внутренних дел и вносит в МВД России и в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации в сфере внутренних дел, а также нормативных правовых актов МВД России;
  8. участвует в разработке законов субъекта Российской Федерации в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также в разработке и реализации региональных и межрегиональных программ в этой области;
  9. разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  10. обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок в общественных местах на территории субъекта Российской Федерации и другие.

Правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности, по идее должны охватывать тот спектр правоотношений, который остался вне правового поля федерального законодательства, и учитывать специфику конкретного региона Российской Федерации. Особое внимание, касательно сферы обеспечения региональной безопасности, в указанных актах целесообразно уделять вопросам координации совместной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Однако, как показали результаты проведенного исследования, принятые в последние годы в Российской Федерации законодательные акты и иные государственные решения, включая дополнившие и изменившие ранее действовавшие документы, не в полной мере удовлетворяют потребности обеспечения региональной безопасности. В них слабо учтены произошедшие значительные изменения внутри и внешнеполитической обстановки, в первую очередь — в общественно-политической и социально-экономической сфере (существенное обновление «губернаторского корпуса» страны, разработка и активная реализация стратегических планов развития экономики страны и регионов). Назрела необходимость модернизации нормативной правовой базы, касающейся деятельности территориальных органов МВД России в системе обеспечения региональной безопасности.

Следует отметить, что деятельность органов внутренних дел в различной степени ориентирована на все основные формы участия в обеспечении региональной безопасности, свойственные иным субъектам в рассматриваемой сфере. К ним следует отнести как юридические (правовые) формы — правотворчество и правоприменение, так и организационные, обусловленные присущими полиции профилактическими и прочими мерами воздействия.

Правотворческая деятельность осуществляется путем разработки, внесения изменений, дополнений либо отмены нормативных правовых актов, направлен­ных на регулирование различных сторон функционирования МВД России, в том числе и регламентацию деятельности по обеспечению региональной безопасности. Правовые нормы, как правило, регулируют работу конкретных подразделений, органов в рамках обеспечения отдельных составляющих региональной безопасности.

Необходимость правотворческой деятельности МВД России в рассматриваемой сфере объясняется тем, что посредством принятия ведомственных правовых актов устанавливаются формы и способы реализации функций, направленных на обеспечение безопасности.

Особое значение имеет возможность МВД России участвовать в правотвор­ческих инициативах руководства страны, направленных на совершенствование деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности всех органов государственной власти. Как правило, это документы, разработанные и издаваемые по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия преступности, а также затрагивающие иные сферы деятельности МВД России и его территориальных органов в области обеспечения региональной безопасности.

Вместе с тем, анализ состояния правового обеспечения деятельности МВД России в сфере обеспечения региональной безопасности свидетельствует о существовании ряда проблем. Так, компетенция МВД России и его структурных звеньев в рассматриваемой сфере не имеет четкой сегментации на ее федеральный и региональный уровень. Более того, как показал проведенный анализ, положения о территориальных органах МВД России по субъектам Российской Федерации в основном идентичны по своему содержанию. В них включены перечни полномочий, которые, по сути, не отличаются друг от друга, региональная специфика не учтена. Различия связаны, как правило, с наделением отдельных территориальных органов МВД России на региональном уровне полномочиями, связанными с обеспечением деятельности Советов руководителей территориальных органов МВД России в соответствующих федеральных округах, либо с обеспечением охраны расположенных на территории соответствующих субъектов федерации консульских учреждений и дипломатических представительств иностранных государств.

В то же время, ведомственная правовая база предусматривает учет особенностей оперативной обстановки, складывающихся в различных субъектах Российской Федерации, и ее изменений. Указанный подход реализован в упомянутых ранее Типовых положениях об отделах (отделениях, группах) по обеспечению безопасности крупных международных спортивных мероприятий, и в правовых актах, регламентирующих деятельность территориальных органов МВД России при возникновении кризисных ситуаций в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах Российской Федерации и др.

Отсюда следует, что при разработке ведомственных нормативного правового акта, регламентирующего деятельность территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации, определении его полномочий и компетенции соответствующих руководителей, важно учитывать особенности различных составляющих оперативной обстановки, складывающейся конкретном регионе (преимущественно факторов криминологического характера), что позволит надлежащим образом обеспечивать региональную безопасность и создаст предпосылки для формирования общего благоприятного фона, необходимого для обеспечения национальной безопасности. Вопросы правового регулирование локальных сегментов деятельности органов внутренних дел должны отвечать требова­ниям обеспечения региональной безопасности с одновременным соблюдением общенациональных интересов.

При этом необходима глубокая научная проработка, апробация и последующее внедрение в практику комплекса направленных на достижение социально одобряемого уровня региональной безопасности правоохранительных мер, осуществляемых территориальными органами МВД России.

 

 

Список использованной литературы и источников:

  1. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 52, ч. V, ст. 7614.
  2. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031; 2014. № 30, ч. 1, ст. 4237; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ // Собр. законода­тельства Рос. Федерации. 2007. № 31, ст. 4008; О Стратегии национальной безопасности Рос­сийской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683; Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом Рос. Федерации 28 ноября 2014 г. Пр-2753 // Совет Безопасности Российской Федерации. Ц^: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения: 05.07.2017).
  3. Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 (ред. 10.09.2015. № 874). Доступ из СТРАС «Юрист»; Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 05 января 2007 г. № 6. Доступ из СТРАС «Юрист»; Об утверждении регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России 17 октября 2013 г. № 850. Доступ из СТРАС «Юрист».
  4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждена Президентом Рос. Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 // Официальный сайт Президента Рос. Федерации. : http://www.kremlin.ru (дата обращения: 20.11.2018).
  5. Приказы МВД России от 26 июля 2017 г. № 537 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел по Чеченской Республике»; 26 июля 2017 г. № 538 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю»; 3 августа 2017 г. № 605 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области.
  6. Приказы МВД России от 28 июля 2017 г. № 551 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве»; 28 июля 2017 г. № 543 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области».
  7. Приказы МВД России от 28 июля 2017 г. № 551 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве»; 28 июля 2017 г. № 543 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области».