ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

WAYS OF FORMING THE ORAL SPEECH OF CHILDREN AS AN INDICATOR OF THE GENERAL CULTURE

Закон «Об образовании РФ» предполагает воспитание человека культуры. Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. Б. Котова, И. С. Якиманская обозначают основные ценности культурологического подхода: человек как предмет воспитания, культура как среда, в которой растет и воспитывается личность, творчество как способ развития человека в культуре. Современное дошкольное образование как первая ступень должно в полной мере отражать принятые в данном подходе ценности и установки, направленные на становление общей культуры дошкольников. Понятие «общекультурные умения» всецело и неразделимо связано с понятием «культура». Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Большой вклад в изучение проблемы становления общей культуры ребенка принадлежит Л. С. Выготскому. Он считает, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления [2]. В развитии поведения ребенка следует различать две основные линии. Одна – это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами физиологического роста и созревания ребенка. Общекультурные умения, по мнению А. В. Хуторского, – это круг вопросов, в которых ребенок должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности [5].

Целенаправленно-систематическая работа по формированию у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка обеспечивает также и значительный прогресс в их познавательном развитии, так как средством кодификации норм являются лингвистические словари, которые наряду с учебником должны стать основным средством обучения русскому языку уже на начальной ступени образования. Мотивированное самим содержанием обучения обращение ученика к словарю как источнику информации о нормативном употреблении единиц языка способствует развитию потребности и умения пользоваться словарем, которые закладываются именно в начальной школе [8]. Включение в содержание начального языкового образования представлений о нормах русского литературного языка не только обеспечивает совершенствование правильности речи учащихся, воспитание у них позитивного отношения к высокой речевой культуре, но и создает условия для овладения информационной компетенцией. Нормативный аспект культуры речи и ранее присутствовал в содержании начального языкового образования, однако в программах и учебниках по русскому языку отражался непоследовательно. Основное внимание уделялось усвоению учащимися норм правописания, а содержание работы над орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами в программе не определялось. С одной стороны, это объяснимо, так как данные виды языковых норм гораздо менее систематизированы и усваиваются практическим путем, их далеко не всегда можно сформулировать в виде правила для значительной по объему и достаточно четко определенной группы языковых единиц. С другой стороны, по-видимому, именно отсутствие установок на овладение нормами литературного языка в программе (за исключением норм правописания) привело к недооценке учителями этого аспекта работы и вызвало необходимость специального пояснения в новом стандарте относительно видов норм, которые подлежат усвоению младшими школьниками: орфоэпических, лексических, грамматических.

Культура речи – это владение нормами устного и письменного языка – правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другое, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью [4]. Вопросами становления культуры речи дошкольников занимались такие педагоги и психологи как Л. А. Введенская, Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Т. А. Никифорова. Одно из условий развития культуры речи – это организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования культуры речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Больше внимания, по мнению А. А. Леонтьева, следует уделять воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах.

В учебниках по русскому языку для начальной школы не всегда в достаточном объеме представлен материал для решения задачи формирования представлений о нормах литературного языка. Вместо этого, в учебниках наиболее последовательно отражены орфоэпические нормы. А. А. Бондаренко и М. Л. Каленчук определили произносительный минимум для учащихся начальных классов с родным русским языком [1, с. 49, 140–141], с опорой на него составлены орфоэпические словарики в учебниках; они включают единицы, при произношении которых дети часто ошибаются. Кроме того, встречающиеся в упражнениях трудные с точки зрения ударения слова и формы напечатаны, как правило, со знаком ударения: начались, издали, дремота, каламбур, красивее. Так внимание учащихся привлекается к существованию определенных правил произношения. Кроме того, на страницах учебника могут быть прямые указания: говорите правильно, запомните произношение слов; имеются упражнения, побуждающие обращаться к орфоэпическому словарику учебника при выполнении задания на постановку ударения или группировку слов по месту ударения. Материал в таких упражнениях действительно может вызвать у ученика затруднение: позвонит, включит, послала и под. [3].

 

Литература:

  1. Бондаренко А. А., Каленчук М. Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М. : Просвещение, 1990. 144 с.
  2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 144 с.
  3. Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В. Русский язык. 3 кл. : учебник: в 2-х ч. Изд. 3-е, перераб. М. : Вентана-Граф, 2013.
  4. Ломакина Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – С. 104-106.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.
References
  1. Bondarenko A. A., Kalenchuk M. L. Formation of literary skills in younger schoolchildren. M.: The Enlightenment, 1990. 144 p.
  2. Vygotsky LS. Lectures on psychology. - SPb .: Union, 1997. - 144 p.
  3. Ivanov S. V., Evdokimova A. O., Kuznetsova M. I., Petlenko L. V. Russian. 3 cl. : textbook: in 2 hours. Ed. 3rd, Pererab. M.: Ventana-Graf, 2013.
  4. Lomakina T. Culture of behavior, culture of speech, speech etiquette // Preschool education. - 2006. - №8. - pp. 104-106.
  5. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of the personality-oriented education paradigm // Public Education. - 2003. - №2. - pp. 58-64.
 

© Е. И. Кычкина, 2018