ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

VIRTUAL MUSEUM AS AN INNOVATIVE FORM OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Патриотическое воспитание является одним из самых востребованных направлений воспитательной работы в образовательных организациях. Это связано с ориентацией современного образования на такие базовые ценности формирования личности, как уважение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, ее традициям, обычаям и законам. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотизм возникает еще в младшем школьном возрасте в ходе воспитания любви к ближним, предкам, родным местам, родной стране [1, с. 9].

Сама жизнь исторически показала, что музеи – это эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Cогласно требованиям ФГОС нового поколения, Министерство образования   России рекомендует их создание школам, органам управления образованием всех уровней [7]. Организация и функционирование музеев занимают важнейшую сторону деятельности образовательных организаций как действенное средство в повышения качества и результативности учебно-воспитательной работы. При этом осуществляется необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами и другими организациями [3].

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине до сегодняшнего дня были и будут всегда актуальными. Поэтому развитие чувств патриотизма младших школьников становится одним из важных направлений работы школы в деле гражданско-патриотического воспитания [4]. За рубежом и в России открываются все больше и больше музейных сайтов и для удобства большинство из них находятся в открытом доступе. Интернет дает возможность посетить не только отечественные музеи, но и побывать в знаменитых музеях других стран. Ссылки на многие из них можно найти на сервере «Музеи». Вопрос о ценности виртуальных музеев в сохранении историко-культурного наследия нашей страны постоянно поднимается на различных конференциях. Так как у детей младшего школьного возраста хорошо развито наглядно-образное мышление на уроках, целесообразно использовать виртуальные музеи как условие повышения не только результативности, но и мотивации к учебе [5].

Наше исследование было проведено на базе 3 класса МБОУ СОШ № 31 г. Якутска с целью выявления уровня развития патриотической воспитанности у младших школьников. Всего в исследовании приняло участие 13 учащихся 8-9 лет. Для определения исходного состояния уровня патриотической воспитанности детей нами проведено анкетирование и собеседование. Установлено, что большинство учащихся (около 85%) не имеют четкого понятия о любви к Родине и патриотизме.

Чтобы развить у детей чувства гражданско-патриотического воспитания, мы провели 12 уроков окружающего мира по разделу «Путешествие по городам и странам», где акцентируется внимание на национальную особенность граждан этих стран, их гордость за свою Родину. Например, мы виртуально посетили зарубежный Лувр и смогли пройтись по его залам [6]. На сервере «Музеи России» мы побывали в таких виртуальных музеях, как «Государственный историко-культурный музей-заповедник», «Третьяковская галерея», «Государственный Эрмитаж», «Государственный Русский музей», «Московский Кремль» и другие. С самого начала формирующего эксперимента мы заметили интерес и активность детей к познанию всего нового [3].

В качестве инструмента исследования была выбрана методика «Что такое Родина?» (Т.Н. Малькорская). Цель данной методики: оценить степень  патриотической воспитанности младших школьников.  По данной методике ученикам были даны бланки с семью незаконченными предложениями по теме любви к Родине, конец которых они должны придумать сами.

По данной методике было получено следующее распределение средних показателей в процентах:

  1. Высокий уровень – 72%.
  2. Средний уровень – 20%.
  3. Низкий уровень – 8%.
Результаты также представляем ниже в виде графической диаграммы (рис.1)

Рисунок 1

Таким образом, после проведения диагностики по выявлению уровня патриотической воспитанности у младших школьников, мы определили, что большинство учащихся находятся на высоком уровне патриотической воспитанности, среди остальных преобладает средний уровень, а низким уровнем обладает меньшее количество учащихся.

Исходя из полученных данных можно заключить, что виртуальный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом в повышении качества учебно-воспитательной работы. Музеи сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы и предметы-памятники. Виртуальное посещение музеев повышает эмоциональность восприятия и развитие общего кругозора учащихся, обеспечивается эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях. Учащиеся включаются в социально значимые виды деятельности на основе использования информационных технологий.

Литература

  1. Барженакова А.В. Преданья старины забывать мы не должны. – Начальная школа. – 2018. - № 8. – 80 с.
  2. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание школьников. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
  3. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как инновационное средство патриотического воспитания. [Электронный ресурс].
  4. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.
  5. Сервер «Музеи России»: https://www.culture.ru/museums/institutes
References
  1. Barzhenakova A.V. The tales of antiquity we should not forget. - Primary School. - 2018. - № 8. - 80 p.
  2. Zelenova, N.G. We live in Russia. Civil - patriotic education of schoolchildren. - M .: Scriptoria Publishing House 2003, 2008. - 104 p.
  3. T. Maksimova. Virtual Museums as an Innovative Means of Patriotic Education. [Electronic resource].
  4. Sukhomlinsky V.A. Raising Soviet patriotism among schoolchildren: From the experience of a rural school. - M .: Uchpedgiz, 1959. - 148 p.
  5. Server “Museums of Russia”: https://www.culture.ru/museums/institutes
 

© А. А. Винокурова, 2018