ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF RESEARCH ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Социально-экономическое развитие общества диктует новые требования к системе образования. Высокие темпы научного прогресса и многозадачность внешней среды предполагают, что современный школьник должен обладать не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и такими важными качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с разнообразной и многочисленной информацией, проводить исследования и т.д. Все эти качества личности сегодня связывают со сформированностью проектно-исследовательского стиля мышления, который определяет образ жизни современного человека, действующего в условиях изменяющегося мира. В связи с этим, современное российское образование усиливает роль обучающихся как субъектов познавательной деятельности.

Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы нашей школы является проектная деятельность.

С 1 класса по социальному направлению вводятся часы внеучебной деятельности «Я - исследователь», где занимаются обучающиеся всего класса один раз в неделю. Часы ведут классные руководители 1- 4 классов. Так как основными помощниками в исследовательской работе младших школьников, создании проектов являются родители, учителем начальных классов проводится индивидуальная работа с ними. В виде консультаций, тематических собраний, на которых разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, основные этапы проектной деятельности и т.д. Каждый ребенок имеет тему исследования, выступает на защите проектов класса, родители принимают участие в виде членов жюри, отмечаются все работы детей, лучшие работы рекомендуются в школьную конференцию «Мои первые шаги».

Для младших школьников в городе проводятся достаточно много ежегодных научно-практических конференций. В 2015 году мною были изучены Положения научно-практических конференций разного уровня (секции, направления, темы, квоты, требования работ и т.д.). И при организации школьной конференции «Мои первые шаги» были включены все секции, направления, тематики муниципальных и республиканских научно-практических конференций, что увеличило количество участников, победителей и призеров.

В декабре 2012 года, чтобы создать более эффективные условия для формирования научно-исследовательских умений учащихся и повышения интереса к научной деятельности мы организовали инновационное добровольное общественное объединение «Ассоциация родителей ученых» по инициативе администрации, родителей, учителей школы.

И вся эта работа позволила проананализировать насколько важна и необходима эффективная, системная подготовка и проведение научно-практических мероприятий на школьном уровне.

В 2015-2016 у.г.  приняли участие в школьной НПК – 99 обучающихся 2 – 4 кл. По итогам школьного тура было выявлено 45 победителей, которые показали следующие  результаты (таблица 1)

уровни 1 место 2 место 3 место
муниципальный уровень 3 12 15
республиканский уровень 5 11 12
межрегиональный, всероссийский уровень 1 2 2
международный - 1 -
Таблица 1. Результативность младших школьников в научно-практических конференциях за 2015-2016 у.г.

В 2016-2017 у.г.  приняли участие в школьной НПК – 85 обучающихся 2 – 4 кл. По итогам школьного тура было выявлено - 39 победителей, которые показали следующие  результаты (таблица 2)

уровни 1 место 2 место 3 место
муниципальный уровень 2 9 2
республиканский уровень 6 1 1
межрегиональный, всероссийский уровень 10 9 1
Таблица 2. Результативность младших школьников в научно-практических конференциях за 2016-2017 у.г.

В 2017-2018 у.г.  приняли участие в школьной НПК – 90 обучающихся 2 – 4 кл. По итогам школьного тура были выявлены - 57 победителей, которые показали следующие  результаты (таблица 3)

уровни 1 место 2 место 3 место Призеры, обладатели номинаций
муниципальный уровень 10 14 4 4
республиканский уровень 8 4 15 4
межрегиональный, всероссийский уровень 1 - 1 1
Таблица 3. Результативность младших школьников в научно-практических конференциях за 2017-2018 у.г.

Рисунок 1. Динамика результативности младших школьников в научно-практических конференциях за 4 года.

Рис. 1 показывает, что с увеличением количества секций на школьном этапе, участников с 2015-2016 года результативность участия обучающихся повысилась в три раза. В 2016-2017 учебном году в результате анализа спада показателей при таком же количестве секций выявлено, что в данном учебном году уменьшилось количество проведения муниципальных и республиканских научно-практических конференций, но следует отметить что победители и призеры подтвердили свои школьные результаты.

На протяжении 3 лет начальная ступень школы является лидером среди образовательных организаций г. Якутска по результатам обучающихся на научно-практических конференциях. Таким образом, грамотная организация исследовательской деятельности школьников, создание ассоциации родителей ученых в школе способствуют развитию исследовательской деятельности обучающихся, повышению результативности участия в научно-практических конференциях.

 

Литература

  1. Шахмарова Р.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23249
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
 

References

  1. Shakhmarova R.R. Design and research activities of students in the context of the GEF: problems and solutions. [Electronic resource]. - URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23249
  2. Federal State Educational Standard of Basic General Education / Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 N 1897
© М. Н. Варламова, А.Н.Неустроева, 2018