ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE FORMATION OF THE READING INDEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно-эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детского чтения. Специалисты говорят об активном внедрении в жизнь ребенка компьютерно-информационных технологий, снижение статуса литературы, о резком сокращении доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную культуру и замещении ее культурой визуальной. Серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы уделяется в контексте школьного образования. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления.

Мы в исследовании преследовали следующие цели:

  • Способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям;
  • Воспитание будущих книголюбов;
  • Развитие устойчивого интереса к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы;
  • Знакомство с библиотекой;
  • Воспитывать бережное отношение к книгам;
  • Реставрация книг в школьной библиотеке.
Этап № 1. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности

В анкетировании принимали участие учащиеся 4 классов 7 и 17 школ. Попросили детей принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании. Позже просмотрели с учащимися книги в классе, определить, какие из них нуждаются в ремонте. Организовали мастерскую по ремонту книг. Игра-занятие «Книжкина больница»

Анкета состояла из следующих вопросов:

  • Как часто вы читаете книги внеурочно?
  • Какин книги ты любишь читать ?
  • Какую библиотеку посещаете? Как часто?
  • Есть ли у вас дома своя домашняя библиотека?
  • Какую книгу ты последний раз прочитал? О чем она была?
  • Ваша любимая книга?
  • Обмениваетесь ли книгами с друзьями?
  • С кем вы любите читать?
Проводилось исследование с помощью анкетирования, Мы проанализировали читательских формуляров респондентов в школьной библиотеке. Всего было опрошено 61 учеников 4 класса, 7 и17 школ. Можно сделать вывод, что и у мальчиков и у девочек чтение как любимое занятие стоит на втором месте.

На вопрос  «Какие книги ты любишь читать?» мальчики ответили, что они больше любят читать энциклопедии – 36%. На второе место мальчики поставили сказки (фентэзи) – 32%. Чуть меньше их интересуют книги по истории – 27%.

Анализ анкет мальчиков. (рис 1.).

При изучении анкет девочек сложилось совершенно другая картина.

На первом месте, книги о природе – 48% , второе место разделили три жанра- это сказки, стихи, и приключения – 29%. Исторические книги лишь на третьем месте – 24%.

Анализ анкет девочек. (рис 2).

Также мы провели анализ читательских формуляров им можно сделать следующие выводы выяснилось, что процент посетивших библиотеку мальчиков и девочек одинаково – 50%.

Таким образом, после проведения исследования оказалось, что девочки читают больше мальчиков. Но посещают библиотеку одинаково.

Этап № 2. Выбор идей, поиск путей решения проблемы

  • Посетить с учащимися школьную библиотеку.
Экскурсия в школьную библиотеку.
  • Провести беседу о необходимости переустройства книжного уголка в классе.
Этап № 3. Реализация идеи
  • Цикл познавательных занятий, продуктивная деятельность.
  1. «История книги»
  2. «Какие бывают книги»
  3. «Как рождается книга»
  4. Совместная работа с классным руководителем, библиотекарем по ремонту книг.
Таким образом, с помощью нашего исследования мы способствовали читательской самостоятельности младших школьников. Исследование направлено на повышение работы по приобщению детей младшего возраста к чтению через различные подходы в условиях внеурочной деятельности. Способствовали приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям. Сформировали устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы. Воспитали бережное отношение к книгам с помощью реставрации книг в школьной библиотеке.

Литература

  1. Методика обучения творческому чтению: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская - Москва : Юрайт, 2018. .
  2. Комплект "Библиотечка младшего школьника. Книга, здравствуй!" и основные принципы работы с ним Н. Н. Светловская. Нач. шк. : науч. - метод. журн. -
References
  1. Methods of teaching creative reading: studies. manual for universities / N. N. Svetlovskaya - Moscow: Yurayt, 2018..
  2. Set "Library of a junior schoolboy. Book, hello!" and the basic principles of working with him N. N. Svetlovskaya. Early wk : scientific - method. journals - 2010.
© А.И. Заровняева, А.П. Татаринова, Е. Н. Неустроева, 2018