Познавательный интерес, как и интерес вообще, не представляет собой отдельного конкретного психического процесса, какими являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания) [6, с. 93].
Опытные учителя, проявляющие заботу о развитии познавательных интересов школьников, используют каждый урок, чтобы заронить и укрепить у них стремление заниматься с охотой. Этому помогает обычно сообщение темы урока, либо, как это называют некоторые дидакты, вступительная часть урока. В работах Р. Г. Лемберг, М. А. Данилова эти вопросы связываются как с подготовкой и организацией восприятия школьников к учению, так с побуждением их положительного отношения к овладению данной темой урока или учебной программы.
Для эксперимента мы взяли два 3-х класса (3 «А» - 18 человек, 3 «Б» - 20 человек). В 3 «Б» уроки проводили с использованием интерактивной доски, в «А» – в обычной форме. Таким образом мы смогли определить, повышается ли познавательный интерес учащихся при использовании интерактивной доски или нет. До проведения эксперимента мы измерили уровень познавательного интереса в каждом классе с помощью психологического теста: Опросник исследования тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева). Данные для 3 - х классов приведены в таблице 1:
Таблица 1
Уровень эмоции | Тревожность | Познавательная активность |
Негативные эмоциональные переживания | |||
Обычно | На уроке | обычно | На уроке | обычно | На уроке | |
Низкий | 10-17 | 10-18 | 10-21 | 10-20 | 10-14 | 10 |
Средний | 18-23 | 19-24 | 22-29 | 21-27 | 15-22 | 11-17 |
Высокий | 24-40 | 25-40 | 30-40 | 28-40 | 23-40 | 18-40 |
Таблица 2
Уровень познавательной активности | Количество учащихся (процентах) |
Низкий | 6 (15,79 %) |
Средний | 24 (63,16 %) |
Высокий | 8 (21,05 %) |
3 «А» класс
Уровень познавательной активности | Количество учащихся (процентах) |
Низкий | 3 (16,67 %) |
Средний | 12 (66,67 %) |
Высокий | 3 (16,67 %) |
Уровень познавательной активности | Количество учащихся (процентах) |
Низкий | 1 (5 %) |
Средний | 10 (50 %) |
Высокий | 9 (45 %) |
Таблица 3
Уровень познавательной активности | Результат констатирующего теста | Результат контролирующего теста | Изменение |
Низкий Средний Высокий |
3 (15 %) 12 (60 %) 5 (25 %) |
1 (5 %) 10 (50 %) 9 (45 %) |
-10 % -10 % +20 % |
Таблица 4
Общая картина
Уровень познавательной активности | Количество учащихся (процентах) |
Низкий | 4 (10,53 %) |
Средний | 22 (57,89 %) |
Высокий | 12 (31,58 %) |
Литература
- Иванова И. И. Техническое обеспечение образовательного процесса // информационная среда образования и науки: электронный журнал. – 2011.
- Иванова И. И. Основные возможности интерактивных досок// Ученые записки. – 2011. – № 34. – С. 299–304.
- Игровые технологии в начальной школе: практическое пособие / Авт. - сост. Е.В. Калмыкова. - М.: АРКТИ, 2007. - 60с.
- Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. -М.: Проспект, 2010. – 460с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ.высш.пед. заведений. – М.: Академия, 2012 – 520с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 2011. – 315с.
- Ivanova I. I. Technical support of the educational process / / information environment of education and science: electronic journal. - 2011.
- Ivanova I. I. Main features of interactive whiteboards. Scientific notes. - 2011. - №34. - P. 299-304.
- Game technology in primary school: a practical guide / Ed. - comp. E. V. Kalmykov. - M.: ARKTI, 2007. - 60s.
- System and structure of training activities in the context of modern methodology. - M.: Prospect, 2010. - 460s.
- Slastenin V. A. etc. Pedagogika: Ucheb. allowance for students.higher.PED. institutions'. - M.: Academy, 2012-52
- Shamova T. I. Activization of pupils ' learning. - M., Pedagogy, 2011. - 315c