ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

INTERACTIVE WHITEBOARD AS A MEANS OF INCRESING THE COGNITIVE INTERST OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CLASSROOM

Сегодня в школу пришли маркерные и электронные интерактивные доски. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году. Интерактивная доска представляет собой такой же экран, только он подсоединен к компьютеру, и им можно управлять, не отходя от самого экрана. Интерактивная доска – это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Любая интерактивная доска имеет программное обеспечение, которое включает в себя различный набор возможностей – от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу с доской. Работать с интерактивной доской достаточно легко и просто [2,с. 299].

Познавательный интерес, как и интерес вообще, не представляет собой отдельного конкретного психического процесса, какими являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания) [6, с. 93].

Опытные учителя, проявляющие заботу о развитии познавательных интересов школьников, используют каждый урок, чтобы заронить и укрепить у них стремление заниматься с охотой. Этому помогает обычно сообщение темы урока, либо, как это называют некоторые дидакты, вступительная часть урока. В работах Р. Г. Лемберг, М. А. Данилова эти вопросы связываются как с подготовкой и организацией восприятия школьников к учению, так с побуждением их положительного отношения к овладению данной темой урока или учебной программы.

Для эксперимента мы взяли два 3-х класса (3 «А» - 18 человек, 3 «Б» - 20 человек). В 3 «Б» уроки проводили с использованием интерактивной доски, в «А» – в обычной форме. Таким образом мы смогли определить, повышается ли познавательный интерес учащихся при использовании интерактивной доски или нет. До проведения эксперимента мы измерили уровень познавательного интереса в каждом классе с помощью психологического теста: Опросник исследования тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева). Данные для 3 - х классов приведены в таблице 1:

Таблица 1

Уровень эмоции Тревожность  

Познавательная активность

Негативные эмоциональные переживания
Обычно На уроке обычно На уроке обычно На уроке
Низкий 10-17 10-18 10-21 10-20 10-14 10
Средний 18-23 19-24 22-29 21-27 15-22 11-17
Высокий 24-40 25-40 30-40 28-40 23-40 18-40
Результаты проведения теста:

Таблица 2

Уровень познавательной активности Количество учащихся (процентах)
Низкий                      6 (15,79 %)
Средний 24 (63,16 %)
Высокий 8 (21,05 %)
После проведения 10-ти экспериментальных уроков классы были протестированы повторно. Результат эксперимента оправдал наши ожидания:

3 «А» класс

Уровень познавательной активности Количество учащихся (процентах)
Низкий 3 (16,67 %)
Средний 12 (66,67 %)
Высокий 3 (16,67 %)
3 «Б» класс
Уровень познавательной активности Количество учащихся (процентах)
Низкий                           1 (5 %)
Средний 10 (50 %)
Высокий 9 (45 %)
Уровень познавательной активности 3 «А» класса остался неизменным. А познавательная активность учащихся 3 «Б» класса значительно повысилась:

Таблица 3

Уровень познавательной активности Результат констатирующего теста Результат контролирующего теста  

Изменение

Низкий

Средний

Высокий

3 (15 %)

12 (60 %)

5 (25 %)

1 (5 %)

10 (50 %)

9 (45 %)

-10 %

-10 %

+20 %

Количество детей с низким уровнем познавательной активности уменьшилось на 10 % (2 ученика), со средним – уменьшилось на 10 % (2 ученика), таким образом, за счёт повышения уровня познавательного интереса других учеников количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности увеличилось на 20 % (4 ученика).

Таблица 4

Общая картина

Уровень познавательной активности Количество учащихся (процентах)
Низкий 4 (10,53 %)
Средний 22 (57,89 %)
Высокий 12 (31,58 %)
Использование интерактивной доски повысило уровень познавательной активности экспериментального класса на 20 %, что, в свою очередь, составляет 10 % общей картины. Таким образом, можно заявить, что эксперимент удался, т.е. использование интерактивной доски действительно повышает уровень познавательного интереса учащихся. Действительно, всё то, что делали учителя раньше для повышения познавательного интереса у учащихся, с помощью интерактивной доски можно реализовать и сделать это гораздо легче, так как всё это реализуется с помощью компьютерных технологий.

 

Литература

  1. Иванова И. И. Техническое обеспечение образовательного процесса // информационная среда образования и науки: электронный журнал. – 2011.
  2. Иванова И. И. Основные возможности интерактивных досок// Ученые записки. – 2011. – № 34. – С. 299–304.
  3. Игровые технологии в начальной школе: практическое пособие / Авт. - сост. Е.В. Калмыкова. - М.: АРКТИ, 2007. - 60с.
  4. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. -М.: Проспект, 2010. – 460с.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ.высш.пед. заведений. – М.: Академия, 2012 – 520с.
  6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 2011. – 315с.
References
  1. Ivanova I. I. Technical support of the educational process / / information environment of education and science: electronic journal. - 2011.
  2. Ivanova I. I. Main features of interactive whiteboards. Scientific notes. - 2011. - №34. - P. 299-304.
  3. Game technology in primary school: a practical guide / Ed. - comp. E. V. Kalmykov. - M.: ARKTI, 2007. - 60s.
  4. System and structure of training activities in the context of modern methodology. - M.: Prospect, 2010. - 460s.
  5. Slastenin V. A. etc. Pedagogika: Ucheb. allowance for students.higher.PED. institutions'. - M.: Academy, 2012-52
  6. Shamova T. I. Activization of pupils ' learning. - M., Pedagogy, 2011. - 315c
© Е. Р. Собакина, 2018