СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

METHODS OF ELIMINATING VERBAL AGGRESSION IN CHILDREN OF INITIAL CLASSES

Агрессия – это эмоциональное поведение и состояние человека, нацеленное на оскорбление, причинение физического или психического вреда другим людям. Она бывает физической (избиение, ранение) и вербальной, может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Вербальная агрессия (от лат. invectiva – бранная речь) в последние десятилетия широко распространяется в российской и в зарубежной литературе, в СМИ и т.д. Грубая речь – это далеко не самое приятное выражение отрицательных эмоций и чувств, которую показывают через крик, визг, вопли. [1, c. 8]. Вербальная агрессия стала объектом изучения в лингвистике в конце XX-столетия в связи с возрастанием внимания человека к различным видам коммуникативной деятельности. Она не только оправдывается, но даже пропагандируется и одобряется. [4, c. 248].

Эта проблема особенно актуально сегодня, в условиях изменяющегося общества. В последнее время, вместо ожидаемых позитивных настроений, стали проявляться жестокость и агрессивность у детей в школе. Всё чаще в средствах массовой информации говорится, что участились случаи групповых драк детей, молодежи, носящих озлобленный характер. Частые вербальные агрессии можно понаблюдать у детей в школе: на перемене, в столовой, на улице и т.д. Криминальные агрессивные действия, совершенные молодежью, составляет 1/3 от числа взрослых правонарушителей. В чем причина?

Для формирования у детей вербальной агрессии способствует отношение взрослых: безразличие, отстранение от общения с ним, нетерпимость, властность, излишне строгое воспитание, постоянные запреты или отказы, излишняя опека, потакание любым прихотям [3, c. 59]. Такие события запросто можно понаблюдать в общественных транспортах, в магазинах, на улице как родители относятся к своему ребенку. «Андрей, стой смирно! Этого не трогай, этого не делай! Не мешай!» – дети часто слышат эти слова из уст родителей. Например, молодая мама безразлично относится к собственному ребёнку. Так воспитала её мама – женщина командного и властного типа, с детства внушила ей мысль, что ничего хорошо из неё не получится, всё что она делает из рук вон. Это повредила неустойчивую психику ребенка и девочка чувствовала себя недостойной ничьей любви. Вот и сама любить не научилась. Поэтому ребёнок, которого девушка, вроде бы, хотела родить, теперь не вызывает у неё никаких чувств.

Также немаловажную роль играют учитель и школьные друзья. Иногда ребенку бывает трудно признать свою ошибку или проигрыш. Для него самое страшное - это публичное осуждение или плохая оценка. Самая основная задача педагога - это уменьшить напряжение ситуации, также можно предложить договор с взаимными уступками или не требовать полного повиновения. Чтобы не было агрессии у детей в начальной школе учитель должен сразу пойти на контакт с учениками, проводить коррекционные и поддерживающие работы, создавать в классе комфорт, научить выражать свои чувства, вырабатывать самооценку, навыки самоконтроля, обучать, сформировать и развить творческую способность [2, c. 14].

Чтобы не приумножить вербальную агрессию и жестокость у ребенка нужно: ограничить просмотр фильмов ужасов, кровожадные, зверские компьютерные игры. Можно допустить просмотра ребёнком всех телепередач, мультфильмов и фильмов, не все из них безобидны, но многие наполнены драками, сценами жестокости и угрозы. Если вы увидели с ребёнком нечто подобное на экране, начинайте сразу обсуждать: «Мне кажется, этот персонаж не очень подобающе себя ведёт. Ты видел, как он ударил щенка? Так поступать нельзя, верно? Я бы так не сделала».

Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из общения, конечно нет. Однако можно научиться благополучно преодолевать, контролировать, сдерживать агрессию, не прибегая к взаимной грубости [5, c. 107]. Наиболее действенными способами предотвращения агрессии являются:

  1. Нужно показать вежливость собеседнику и полностью, спокойно высказать свою точку зрения: «Я понимаю причину твоего огорчения, на твоем месте я бы тоже расстроился»;
  2. Не идите на поводу у тех, кто прибегает к агрессии: «В случае, если ты воздержишься от оскорблений, у нас будет возможность высказать свои мнения, я не собираюсь ссориться»;
  3. Определить предмет спора: удостовериться, что все согласны, что этот предмет является объектом конфликтной ситуации, не переходя границы: «Мы спорили о том, где провести день рождение, а не то, насколько я рассеянный».
  4. Не нападать на собеседника по коммуникации, нужно сосредоточиться на проблеме, а не на личности: «Прости, но я не говорю, что ты эгоистичный, я говорю о том, что ты не заплатил свою долю за обед».
  5. Нужно уметь вовремя оборвать препятствие или спор.
Таким образом, вербальная агрессия как негативный способ коммуникации имеет свои причины и разные формы выражения. Не жизнь без защиты и не защита без жизни, но жизнь с защищенностью, совмещает в себе открытость всему новому и неизвестному с иммунитетом ко всему вредному. Именно об этом утверждают самые разные духовные учения, призывают воспитать в себе настоящую духовную броню, способную откинуть атаки темных сил и сохранить душу невредимой. Нужно быть открытым для всех вьюг и метель жизни. Также профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимать его  переживания и проблемы. Нужно уметь поставить себя на его место. Хотелось бы напомнить: психическое здоровье детей в ваших руках и чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.

 

Литература

  1. Кислица В. В. Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016 г.— С. 123-127.
  2. Басовская Е.Н. Оценочные средства языковой рефлексии: (на материале советской прессы и публикаций журнала "Русская речь" 1950-х гг.) // Хвала и хула в языке и коммуникации. – М.: РГГУ, 2015. – С. 76-89.
  3. Петрова Н.Е., Л.В. Рацибурская. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. 5-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. –с. 160.
  4. Ю. В. Щербинина. Речевая защита. Учимся управлять агрессией Изд. дом «Неолит», 2016 г. – с. 340.
  5. Ю. В. Щербинина. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Учебное пособие, 2011 г. – с. 225.
 

References

  1. Kislitsa V. V. Study of verbal aggression of adolescents in an educational institution // Young Scientist. – 2016 y. – p. 123-127
  2. Basovskaya E.N. Evaluative means of linguistic reflection: (on the material of the Soviet press and the publications of the magazine "Russian Speech" of the 1950s) // Praise and blasphemy in language and communication. - M : RGGU, 2015. - p. 76-89.
  3. Petrova N.E., L.V. Racibur. The language of modern media: the means of speech aggression: studies. allowance. 5th ed., Sr. - M .: FLINT: Science, 2017. –160 p.
  4. V. Shcherbinina. Voice protection. Learning to manage aggression. Ed. House "Neolith", 2016 - with. 340.
  5. V. Shcherbinina. Russian language. Speech aggression and ways to overcome it. Textbook, 2011 - with. 225.
©А.М. Сергучёва, В.П.Марфусалова, 2018