ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE EFFECT OF MULTIPLICATION FILMS ON THE EMOTIONAL SPHERE OF CHILDREN OF MEDIUM PRESCHOOL AGE

В настоящее время медиа индустрия стала неотъемлемой частью культурно - образовательного пространства современных детей. Один из ее продуктов -  мультипликационные (анимационные) фильмы обладают воспитательным потенциалом, выступая для дошкольников определенной формой познания и средством освоения мира.

В большом энциклопедическом словаре дается следующее определение   понятию «мультфильм» - вид киноискусства, произведения, которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов [1, с.768].

По сравнению со сказками мультфильмы появились относительно недавно. Конкретных психологических исследований в области влияния мультфильмов на формирование идеалов детей еще недостаточно, но психологи не оставляют данную тему без внимания.

В.В. Абраменкова отмечает, что мультфильмы играют значительную роль в развитии ребенка, они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. Очень часто родители боятся, что ребенку «мало» предоставлено впечатлений. Но необходимо понимать и помнить, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество. Поверхностность восприятия (много объектов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют и на речь и на мышление [3, с.76].

Исследователи детской психологии отмечают, что ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира [2, с.234].

Установлено, что не всегда то, что транслируется в мультфильмах, является безопасным для еще неокрепшей детской психики, особенно их пагубное влияние, отражается на эмоциональной сфере. Согласно мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть изящными, а отрицательные — наоборот, что нередко подменяется в новомодных фильмах. Вследствие чего у детей невольно формируются двойные стандарты о добре и зле. Принимая образ своего любимого героя целиком, дети не способны еще разграничивать истинные ценности от ложных, что ведет к пагубному влиянию на становление их  как личности.

Изучение А. Бандуры, проведённые им и его коллегами еще в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

Для выяснения времени просмотра детьми мультфильмов и предпочтений (отечественных или зарубежных), а также особенностей эмоциональных откликов детей на просмотренные мультфильмы мы составили анкетирование для родителей, блиц-опрос для детей среднего дошкольного возраста и эксперимент.

Данная диагностика показала, что родители думают, что их дети отдают предпочтение зарубежным мультфильмам. Взрослые занимают в данном процессе малодеятельную позицию, не оказывают собственного влияния. Дети, в свой черёд, сами предопределяют героев для подражания, копируя их поведение и поступки. Среди популярных мультгероев мало героев из отечественных мультфильмов, что говорит о проникновении и влиянии западной культуры в нашей стране. В качестве наиболее предпочитаемых героев мальчики выбрали Трансформеры. Из этого следует, что мальчики оказывают преимущество идентифицировать себя с супер героями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями. Девочки избирали в качестве предпочитаемых мультгероев Рапунцель. Разъясняя это тем, что, она веселая и добрая.

Для проведения эксперимента были специально отобраны 4 отечественных мультфильма. Это мультфильмы с положительной характеристикой: «Кот Леопольд», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка» и фрагмент мультфильма с отрицательной характеристикой - «Шрек».

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 20 воспитанников. Детям заранее предлагали фишки с изображениями настроения, чтобы до и после просмотра мультфильма дети выбрали соответствующие в данный момент настроение. Эксперимент показал, что в случаях существенного повышения эмоционального фона настроение детей было окрашено в цвета, доминирующие в мультфильме. После проведенного эксперимента дети приняли участие в беседе, в ходе которой было выяснено, что дети 3-4 лет не успевают осмыслить увиденное на экране, так как сюжеты завораживают их внимание. Они не сумели сразу отличить плохое от хорошего.

Затем провели исследование на выявление уровня тревожности у детей. Для этой цели мы использовали следующие методики: тест на выявление уровня тревожности дошкольников (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен), методику «Паровозики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева).

В анализе теста на тревожность мы выявили, что у 4% детей - низкий уровень тревожности, а высокий и средний уровень (одинаковое количество) имеют по 48% детей. Из данного исследования можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий и средний уровень тревожности. С помощью методики определили нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию привычной социальной среде. Методику применяли индивидуально. В результате исследования мы получили, что у 10 (50%) детей из 20 владеют негативное психическое состояние, из них у 3 (10%) - негативное состояние высокой степени, 3 (10%) - показали среднюю степень негативного состояния, 4 (30%) - детей имеют низкую степень негативного состояния. У 10 (50%) детей из 20 позитивное психическое состояние.

Таким образом, мультипликационный фильм обладает мощным  потенциалом как положительного, так и отрицательного влияния на эмоциональную сферу ребенка. Как показало наше исследование поступки, поведение мультипликационных героев  может стать ключевым фактором развития нежелательных переживаний и состояний психики ребенка, если они культивируют безнравственные и нелицеприятные образы и качества.    Так как дети без особого труда могут спроецировать поступки героев мультфильмов на свое собственное окружение.

 

 

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь. М.: Науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. 1434 с.
  2. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей / под ред. П.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 144с.
  3. Мэш Э, Вольф Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка. Спб.: Праен-Еврознак, 2003. 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).
References
  1. Great encyclopedic dictionary. M .: Nauch. publication of the Great Russian Encyclopedia, 1998. 1434 p.
  2. Wenger, L.A., Pilyugina, E.G., Wenger, NB Raising the sensory culture of a child, from birth to 6 years: kN. for parenting / ed. P.A. Wenger. M .: Enlightenment, 1988. 144s.
  3. Mash E, Wolf D. Pediatric Pathopsychology: a violation of the child’s psyche. Spb .: Praen-Evroznak, 2003. 384s. (project "Psychological Encyclopedia").
© А. А.  Семенова, 2018