РОЛЬ СЕМЬИ В УМСТВЕННОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

Воспитание – сложное искусство. И не всегда мы владеем этим искусством. Семейное воспитание тоже искусство. Но внутри нас народные традиции воспитания. Многие, обзаводятся семьей, будучи не готовыми к семейной жизни. И после рождения ребенка начинаются трудности…

Семья закладывает в человека все качества, которые ему пригодятся в жизни. Семья развивает способности. Приведем примеры из опыта отдельных семей.Первая семья Петровых. Она понимала, что назначение женщины, в первую очередь, стать матерью, сестрой, хозяйкой, поэтому ребенка учили готовить, шить, вязать. Чего не умела семья, прививала школа, кружки. Об этой семье рассказала А.В. Оконешникова.

Удивительно, все получилось без принуждения. Девочка была послушна, дисциплинированна, воспитания. Мама, Светлана Максимовна, доктор педагогических наук, развивала творческое мышление ребенка, прививала любовь к естественным наукам, и дочь стала врачом. Не пренебрегала семья и эстетическим воспитанием. И взрослая дочь ходит с родителями, чаще всего, с отцом на симфонические концерты. Отношения с родителями гармоничные. Милана выросла скромной, доброй, ласковой, сдержанной. Эти качества необходимы всем людям, но особенно нужны врачам. И Милана стала хорощим врачом и преподавателем, кандидатом наук. А родители дали дочери все: воспитание, выработали прекрасные качества, привили любовь к художественной литературе, искусству. Девочкастала внутренне красивой, воплощением гармонии, обаяния, так как с детства живет насыщенной внутренней жизнью, с разносторонними интересами – познавательными, эстетическими, общественными.

Семья Стручковых взрастила абсолютного чемпиона мира Николая Стручкова. В одной из местных газет было интервью отца Николая, в котором его отец Константин Константинович Стручков, рассказывал о сыне. Нам запомнилось, как он с детства учил сына играть в шашки. Это очень важно – прививать любовь к искусству, к спорту в семье, может, это приведет к потом к занятию жизни, как это видим в случае с Николаем.

Отец Николая Константин Константинович Стручков, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, преподаватель СВФУ, мама, Галина Семеновна, кандидат геолого-минералогических наук, зав. группой Института геологии алмаза и благородных металлов РАН СО РФ. Брат Герман, выпускник РГУ нефти и газа, мастер спорта России по шашкам.   У Николая два тренера – Василий Иннокентьевич Кононов в Якутии, который разглядел будущего чемпиона, и Горбачев Сергей Николаевич в Москве. Они привели Николая к победе. [4]

Международная федерация шашек FMJD-64 приняла решение провести матч за звание чемпиона Мира в 2014 между экс-чемпионом Мира 2012 Гаврилом Колесовым и действующим чемпионом Мира 2013 Николаем Стручковым. Матч проходил в очень упорной борьбе – победитель определился лишь в дополнительном матче заключительного 3 сета, по итогам которого с общим счетом 2:1 по сетам победа досталась Стручкову Николаю.

Истоки чемпионства – в семье.

Следующий пример из быта семьи сестры Константина Константиновича Стручкова, Зои Константиновны Башариной, доктора филологических наук, профессора СВФУ.

Она учила детей сплоченности, дружбе, не бояться. Сына Георгия оставляли одного дома. Он сам себя занимал, играл и ничего не боялся: ни одиночества, ни темноты.  Удивляет, как мама учила сына запоминать огромные тексты наизусть. Однажды четырехлетний Гоша прочитал отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», совершенно свободно, не тяготясь тем, что вот мол, заставляют меня учить, не смущаясь. И это был пример для других. Папа же учил сына играть в шахматы, потому что он сам увлекался шахматами, все гости играли партию с хозяином. Это уже была традиция. А шахматы, как известно, дисциплинируют ум, развивают его. Многие бывшие наши студенты, воспитатели детских садов, занимались с детьми шахматами с юных лет. Мы считаем, чем раньше произойдет такая встреча, тем лучше.

Уже пример из опыта другой семьи. [3] Дед, Иван Степанович Оконешников, играл с внуками в национальные настольные игры: «Хабылык», «Хаамыска» (Камешки), «Баайа» (Волчок), «Тырыынка» (Палочки), «Тыксаан» (Фишки).

Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой.   И.П. Сыроватская, воспитатель, в статье о якутских народных играх, пишет: играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелька. Когда-то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры. [5]

Многие отмечают значение якутских национальных игр в развитии детей, развитии моторики детей, их физических качеств.

В старый новый год дедушка играл с внуками в шашки. Он культивировал игру, которую называют теперь армрестлинг, старался, чтобы внуки выросли выносливыми, сильными, учил игре «балбаах» (мерзлая глыба навоза). Один человек собирает волю в кулак, выпрямляется, чтобы не потерять форму, его нужно поднять целиком. Обычно человек расслабляется и его нельзя поднять полностью.

Таким образом, описанная выше семья позволяет взрастить порядочного человека, достойного члена общества.

Литература

  1. Семейное воспитание: краткий словарь / сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 19990. – 319 с.
  2. Сахалыы-нууччалыы, нууччалыы-сахалыыкылгастылдьыт. Краткий якутско-русский, русско-якутский словарь: учебный словарь: учебный словарь / [сост. Т.И. Петрова]/ – Якутск: Бичик, 2015. – 576 с.
  3. Старостина Н.Г. Влияние семейных традиций на становление личности ребенка / Н.Г. Старостина, А.В. Оконешникова / Этнопедагогические факторы духовно-нравственного развития личности детей: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Васильевские чтения – 3» от 8-11 февраля 2018 г. /Сост. М.И. Баишева. – М.: Изд-во «Перо», 2018. С. 296-298.
  4. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Стручков,_Николай_Константиновиx
  5. http://forum.schoolpress.ru/article/57/1345
References
  1. Family education: a briefdictionary / comp. I.V. Grebennikov, L.V. Kovinko. - M .: Politizdat, 19990. - 319 p.
  2. Sakhalyy-nuuchchalyy, nuuchchalyy-sahalyyykylgastyldyt. Concise Yakut-Russian, Russian-Yakut Dictionary: Educational Dictionary: Educational Dictionary / [comp. T.I. Petrova] / - Yakutsk: Bichik, 2015. - 576 p.
  3. Starostin N.G. The influence of family traditions on the formation of the child'spersonality / N.G. Starostin, A.V. Okoneshnikova / Ethnopedagogicalfactors of spiritual and moraldevelopment of the personality of children: materials of the All-Russian scientific-practical conference "Vasilyev readings - 3" from February 8-11, 2018 / Comp. M.I. Baisheva. - M .: Publishinghouse "Feather", 2018. p. 296-298. Go
  4. ttps: //ru.wikipedia.org/wiki/Pods,_Nikolai_Konstantinoviks
  5. http://forum.schoolpress.ru/article/57/1345
© А. В. Оконешникова