ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR BUILDING AN INDIVIDUAL TRAJECTORY DEVELOPMENT OF A CHILD IN PRESCHOOL EDUCATION

Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Развитие личности дошкольного ребенка включает две стороны. Одна из этих сторон состоит в том, что ребенок постепенно начинает знать о себе, понимать своё место в реальном, окружающем мире. Другая сторона - развитие чувств и воли, способность оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей – организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием примеров и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Мотивационная сфера дошкольника определяет общую направленность его личностного развития. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

При работе с ребенком дошкольного возраста педагогу необходимо обеспечить выявление приоритета потребности в социальном соответствии, что констатирует тот факт, что различные нарушения в дошкольном возрасте, проявляющиеся в отклонениях в формировании личности ребенка, обоснованы неблагоприятными внутрисемейными условиями. Поэтому педагогу, работая с проблемами дошкольника, нужно, прежде всего, провести работу с родителями в этом направлении.

Развитие личности ребенка под влиянием социальных факторов, таким образом, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (изучения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

В дошкольном возрасте формируются такие важные качества личности как ответственность и чувство долга. Формируются личностные качества, связанные с отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам. Старшие дошкольники уже разумно могут объяснять свои поступки. Дети учатся таким эмоциям и чувствам, которые помогают устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. Формируется ответственное отношение к результатам своих действий и поступков. Ответственных дошкольников пробуждает чувство сопричастности к общему делу.

Под влиянием факторов в ДОУ ребенок осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Педагоги ДОУ обеспечивают факторы постоянного познания, закрепления и творческого освоения ребенком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Социальные факторы среды ДОУ зна­чимы для развития личности ребёнка при их комплексном использовании, то есть функционировании среды как таковой.

Процесс развития индивидуальности дошкольника под влиянием социальных факторов неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей в условиях развивающей среды ДОУ.

Цель развития личности ребенка под влиянием социальных факторов в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.

Многогранность социальной среды дошкольного образовательного учреждения обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих подпространств:

Таблица 1

Многогранность социальной среды.

Образовательное пространство Коммуникативное пространство Коррекционное пространство Развивающее пространство Креативное пространство
Разные виды совместной деятельности со взрослым Сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми Коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального                                          и коммуникативного развития. Система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности. Формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности
Важнейшим условием развития личности ребенка является создание социальной среды, которая, во-первых, обеспечит возможность совместной деятельности детей и, во-вторых, станет основой проявления индивидуального творчества каждого ребенка.

Таким образом, развитие индивидуальности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения под влиянием его социальных факторов – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта, социальных норм. Дошкольник хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Успешно прошедший социализацию ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

Литература

  1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2008. – 415 с.
  2. Крутецкий, В.А. Психология способностей дошкольников/В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2008. – 284 с.
  3. Лисина, М.И. Формирование личностных особенностей ребенка / М.И. Лисина. - СПб.: Просвещение, 2005. – 218 с.
  4. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста / Под ред. Д.Ю. Тубельского. – М.: Наука, 2008. – 435 с.
  5. Симонов, Н.Н. Подготовка ребенка к школе / Н.Н. Симонов. – М.: Наука, 2008. – 435 с.
 

References

  1. Vygotsky, L.S. The game and its role in the psychological development of the child / L.S. Vygotsky. - M .: Academy, 2008. - 415 p.
  2. Krutetsky, V.A. Psychology abilities of preschoolers / V.A. Krutetsky. - M .: Education, 2008. - 284 p.
  3. Lisin, M.I. Formation of the personal characteristics of the child / MI Lisin. - SPb .: Enlightenment, 2005. - 218 p.
  4. Features of the psychological development of children of preschool age / Ed. D.Yu. Tubelsky. - M .: Science, 2008. - 435 p.
  5. Simonov, N.N. Preparing a child for school / N.N. Simonov. - M .: Science, 2008. - 435 p
© М. С. Свинобоева, 2018