ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ЯЗЫКА САХА

THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LINGUISTIC CONCEPTS AT LANGUAGE LESSONS SAKHA

Одним из основных направлений исследовательской работы ФГБНУ Института национальных школ Республики Саха (Якутия) является проектирование технологии билингвального обучения, реализуемой в общеобразовательных организациях в условиях функционирования двух государственных языков в регионе. На данный момент опубликовано немало научных работ наших сотрудников по вопросам билингвального образования [2].

В Республике Саха (Якутия) в общеобразовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения начальное общее образование ведется на языке саха. На этом этапе закладывается фундамент усвоения основных лингвистических понятий курса языка саха. Далее с переходом на следующий этап материал якутского языка усложняется и увеличивается количество изучаемых терминов и понятий.

В результате мониторингвового исследования мы выявили, что для реализации ФГОС ООО, где предъявлены высокие требования к качеству образования педагогу родного языка для проведения целенаправленной и системной работы нужны современные методы и приемы формирования и развития лингвистических понятий. Предварительные наблюдения за учебным процессом и анкетирование учащихся показало что изучение лингвистических понятий не вызывает необходимого интереса у детей. В основном на уроках родного языка учащиеся «зазубривают» либо механически запоминают лингвистические понятия и термины, не осознавая сути содержания. Формально изученные понятия не могут стать прочной основой для изучения орфографии, морфологии, синтаксиса, так как в период с 5-го по 9 класс даются сложные грамматические материалы. Именно на курсах родного языка обеспечивается формирование и развитие лингвистической компетенции, совершенствование речевой деятельности, которая является гарантией качественного усвоения знаний, предметного содержания и в дальнейшем помогает успешно осваивать программу других дисциплин.

При переходе основные классы языком обучения выступает русский язык. На данном этапе происходит осмысленная транспозиция лингвистических понятий с языка саха на русский язык. Данный процесс должен происходить под чутким руководством учителя, которому нужно знать и учесть факторы развития лингвистических понятий.

Так как показателем успешного усвоения системы лингвистических понятий является владение лингвистическими терминами, в 2016-2017 учебном году в 5-7 классах якутских школ, была проведена экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности лингвистических понятий на языке саха. В эксперименте приняли участие 124 учащихся. Первую очередь была проделана работа по выявлению первичного представления у учащихся о лингвистических понятиях в разделах курса языка саха. Школьники произвели классификацию терминов по видовым признакам, раскрыли содержание понятий и указали их основные признаки, далее была проведена проверочная работа.

Основные понятия, с которыми учащиеся общеобразовательных школ знакомятся при изучении разделов родного языка, которые так же, как в русском языке, предполагают комплексное обучение фонетике, лексике, грамматике языка (морфологии и синтаксису), усвоению навыков правописания (орфографических и пунктуационных), устной и письменной речи. Рассмотрим основные лингвистические понятия, которые учащийся должен усвоить в курсе языка саха:

- Фонетические понятия (фонетическай өйдөбүл) – понятия, формирование которых происходит практическим путем: звук (дорҕоон), дифтонг (дьуптуон), слог (сүһүөх).

- Лексические понятия (лексическэй өйдөбүл) – синонимы, антонимы, фразеологозмы (сомоҕо домох), архаизмы (эргэрбит тыллар), неологозмы (саҥа тыллар).

- Грамматические понятия (грамматическай өйдөбүл) входят:

морфологические понятия (морфологическай өйдөбүл) – части речи и их категории: имя существительное (аат тыл), имя прилагательное (даҕааһын аат), имя числительное (ахсаан аат), глагол (туохтуур);

синтаксические понятия (синтаксическай өйдөбүл) – словосочетания (тыл ситимэ), однородные члены предложения (этии биир уустаах чилиэннэрэ) и.т.д.

Далее после проведения мониторингового исследования педагогу для использования на каждом уроке были предложены методы и приемы, а также система упражнений и заданий по формированию и развитию лингвистических понятий языка саха:

  • Системное включение лингвистических понятий в речь учащихся.
  • Работа с толковыми, орфографическими, терминологическими словарями.
  • Работа с дидактическим и наглядным материалом.
  • Использование межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, сопоставление терминов и понятий.
  • Проведение викторин, анкетирования.
На данный момент ведется работа по анализированию результатов апробации системы упражнений и заданий по формированию и развитию лингвистических понятий, где уже выявляется отчетливая тенденция повышения лингвистической подготовки учащихся 5-7 классов на уроках языка саха.

В заключении подводя итоги хотим отметить, что в условиях модернизации системы образования необходимо уделить особое внимание овладению учащимися лингвистическими навыками и умениями, выбрать соответствующие приемы и методы для проведения целенаправленной работы по формированию и развитию лингвистических понятий и терминов. А перед нами стоит задача дальнейшего усовершенствования методики преподавания родного языка, обеспечение преемственности обучения русскому и якутскому языкам что может привести к повышению уровня качества билингвального образования.

Литература

  1. Попова М.К. Словарь лингвистических терминов русского и якутского языков. 5-9 классы. Якутск: Дани-Алмас, 2016.- 76 с.
  2. Саввинова А.Д. Метапредметный подход в обучении языка саха: развитие лингвистических понятий у школьников в условиях билингвального обучения / Педагогическое образование в России. – 2018. – № 1. – С.139-146.
  3. Спиридонова Н.И., Саввинова А.Д. Русско-якутский, якутско-русский терминологический словарь по математике для учащихся основной школы. Якутск: Дани-Алмас, 2016.- 88 с.
References
  1. Popova M.K. Dictionary of linguistic terms of the Russian and Yakut languages. 5-9 classes. Yakutsk: Dani-Almas, 2016. - 76 pages.
  2. Savvinova A.D. Metasubject approach in training of language Sakha: development of linguistic concepts in school students in the conditions of bilingual training / Pedagogical education in Russia. – 2018. – No. 1. – Page 139-146.
  3. Spiridonova N.I., Savvinova A.D. Russko-yakutsky, the Yakut-Russian terminological dictionary on mathematics for pupils of the main school. Yakutsk: Dani-Almas, 2016. - 88 pages.
© А.Д. Саввинова, 2018