РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF TEACHER STUDENTS

Требования к личности в современных реалиях видоизменяется, что отражается и на качестве подготовки специалистов, в том числе будущих педагогов. Сейчас от молодых специалистов требуется не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитые личностные качества, способствующие самосовершенствованию, самовоспитанию и самообразованию индивида. Во многом такие личностные качества, как инициативность, креативность, активность, развиваются в студенческие годы при условии общественной активности студентов. В последние годы появилась тенденция слабой мотивации студентов к будущей профессии, недостаточной сформированности социальной ответственности за результаты своего образования, отсутствие стремления к самообразованию, получению дополнительной информации.

Следовательно, существует противоречие между потребностью современного общества в активных педагогических кадрах и опытом вузовской работы, которая приводит к слабой ориентации на овладение социальным смыслом будущей профессиональной деятельности. На сегодняшний день одна из принципиальных задач, стоящих перед педагогическим сообществом, заключается в создании условий для формирования гражданского самосознания у будущих социальных педагогов и педагогов-психологов, в формировании у них необходимых компетенций, социально-коммуникативных навыков, профессиональных и личностных качеств.

Реформирование системы образования привело к тому, что в вузах вновь возрастает роль студенческого самоуправления. По мнению Колесниковой М.В.: «современным молодым специалистам недостаточно внутренней готовности к активному исполнению своих прямых профессиональных обязанностей, а требуется еще и уверенность в своих деловых качествах, коммуникативных способностях, умение реагировать на быстро изменяющиеся требования. Профессиональная зрелость специалиста выражается в осознании им социальной значимости профессии, ответственности и в проявлениях социальной активности»[1].

Анализ литературы по теме исследования показал, что большинство авторов основными показателями социальной активности у обучающейся молодежи видят: «готовность к получению социально-профессиональных знаний; мотивацию к социально-направленной и профессиональной деятельности и выраженное субъективно-активное отношение к общественной деятельности; направленность на расширение социально значимых форм и сфер деятельности (создание проектов, участие в волонтерской, творческой деятельности и т. д.); инициирование собственной активности в процессе профессионального становления и активности своего окружения; способность анализировать и оценивать мотивы своей практической деятельности и ее результаты; возможность прогнозировать и планировать дальнейшую практическую социально значимую деятельность на основе полученных результатов»[2].

Пилипчевская Н.В. считает, что «студенты педагогических и социальных специальностей активно включены в социально-проектную деятельность в процессе обучения (на лекциях, семинарах, лабораторно-практических занятиях, курсах по выбору), в процессе производственной и педагогической практики. В учебном процессе студенты разрабатывают учебные социально значимые проекты» [4]. Примером этого могут служить разработанные и успешно реализованные студентами педагогического института в рамках грантовых исследований проекты общественной организации «Дар», «Taiger» и др.

Опрос студентов педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова с целью выявления их позиции в отношении исследуемого вопроса показал следующие результаты (случайная выборка, количество опрошенных - 100 человек):

- около 70% опрошенных студентов понимают общественную активность очень узко. В ответах доминируют такие формулировки, как «участвовал в ректорском смотре…», «посещаю спортивную секцию» и др.;

- четко определить перспективы общественно активной позиции смогли 25 % респондентов;

- студенческое самоуправление больше 50% студентов рассматривают как дополнительное условие для реализации своих лидерских или организационных качеств;

- желание реализоваться в социально-значимых делах высказали 30% студентов, при этом многие из них считают, что это приведет их к популярности.

Такое видение проблемы объясняется, прежде всего, изначальной немотивированностью студентов к будущей профессии (сказываются результаты ЕГЭ), чрезмерной опекой со стороны преподавателей над всеми сферами жизнедеятельности студента и, как следствие, невозможность построить отношения на равных.

Таким образом, формирование и развитие социальной активности студентов в условиях современного образовательного пространства становится приоритетным направлением в воспитательной работе педагогических вузов.

 

Литература

  1. Колесникова, М.В. Развитие социальной активности студентов в процессе профессионального становления: на примере педагогического вуза / М.В. Колесникова. – эл.ресурс. – [www.dissercat.com]
  2. Майкова, Л.В. Формирование социальной активности у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки: дисс. на соискание уч.степени канд.пед.наук / Л.В. Майкова. – эл.ресурс. – [www.dissercat.com]
  3. Молодцова, Т.Д. Воспитание социальной активности студентов в условиях педагогического вуза: статья / Т.Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. - №3(часть1). – С.106-108
References
  1. Kolesnikova, M. Development of social activity of teacher students during professional development. Retrieved from https://dissercat.com
  2. Maikova, L. Formation of social activity of teacher students during professional training: a thesis for the Candidate’s Degree. Retrieved from https://dissercat.com
  3. Molodtsova, T. (2016) Training of social activity of students in conditions of teacher training institute / International Journal of Experimental Education, 3(1), 106-108.
© Н. М. Ноговицына, 2018