ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА – НАЧАЛЬНИЦА ЯКУТСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ

ELIZAVETA KUZNETSOVA IS THE HEAD OF THE YAKUT FEMALE GYMNASIUM

В 1882 г. в Якутске была открыта женская гимназия, которая внесла немалый вклад в развитие общественной и культурной жизни края, в процесс формирования местной интеллигенции. Успехи Якутской женской гимназии в значительной мере объяснялись тем, что во главе ее в течение длительного времени стояла прогрессивная учительница, отдавшая много сил и знаний женскому образованию в Якутии, Елизавета Николаевна Кузнецова. Она с 1897 г. и до закрытия гимназии в 1920 г. была бессменной начальницей первого в Якутии среднего женского учебного заведения.

Е.Н. Кузнецова (до замужества – Лаушкина) родилась 20 октября 1868 г. в Иркутске. По окончании в 1887 г. 1-ой Иркутской Хаминовской женской гимназии, сначала работала преподавателем арифметики в Иркутской женской прогимназии, затем приказом Иркутского генерал-губернатора от 24 марта 1897 г. была утверждена в должности начальницы Якутской женской прогимназии [1].

Е.Н. Кузнецова проделала большую работу в деле открытия гимназии с полным курсом обучения. Четырехклассная прогимназия не решала проблемы женского среднего образования, поэтому неоднократно ставился вопрос об открытии в Якутске полной женской гимназии. Наконец, 31 мая 1900 г. было разрешено с нового учебного года преобразовать Якутскую женскую прогимназию в гимназию [2, с.121]. Полный курс гимназии давал возможность ее выпускницам поступать на Высшие женские курсы, на педагогические и медицинские факультеты университетов.

Следующим ее достижением стало открытие в 1901 г. восьмого дополнительного педагогического класса, что уже предусматривало выдачу девушкам аттестатов об окончании полного курса гимназии с правом преподавания [3]. Выпускницам, получившим золотые или серебряные медали, присваивалось звание домашних наставниц, которое могли получить только лица с высшим образованием. Девушки, не награжденные медалями, получали звание домашней учительницы и учительницы начальных школ. Позднее педагогический класс был разделен на 2 отделения: словесное и естественно-математическое.

У Кузнецовой были свои представления о деятельности общеобразовательной школы, которые, на наш взгляд, очень актуальны и в наше время. Обязательным принципом обучения, по ее мнению, является преемственность. Она считала, что общеобразовательная школа должна быть внутренне единой от самых низших ступеней образования до высшего. Главную цель при разработке плана общего образования она видела во всестороннем воспитании просвещенных людей и граждан своего народа. Е.Н. Кузнецова считала главными задачами школы: во-первых, поставить учащихся на путь самосовершенствования, по которому обязательно надлежит идти просвещенному человеку, вызывая стремление к истине, правде, добру; во-вторых, школа готовит людей к жизни, которая должна быть проникнута сознанием, чувством общественного блага и способностью активно работать во имя его; в-третьих, школа должна давать место проявлению творческим наклонностям учащихся и способности их развитию. Для того, чтобы учащиеся осознали ценность знания и почувствовали стремление к нему, необходимо, чтобы они еще в стенах школы на опыте убедились, что знание – это тот материал, из которого они сами могут воздвигнуть хоть и легкую, но все же научную постройку и добывать знания. Таким образом, формирование активной личности должно быть положено в основу школьных задач.

Е.Н. Кузнецова критически относилась к существующему способу оценки знаний учащихся отметками и годичной проверки их путем экзаменов.  По ее мнению, данная система имела много отрицательных сторон, т.к. учащиеся смотрят на отметки, как на какую-то плату за их труд, потому учатся преимущественно для этой платы. И все это воспитывает в учащихся ложное стремление казаться успевающими. Целью их стремлений является не учебный предмет, не знания, а отметка. Она была убеждена, что вполне справедливая оценка успехов и занятий учащихся по балльной системе невозможна. Взамен балльной системе она предлагала ввести в школах систему отзывов, которая изменит взаимоотношения между учениками и учителями. При системе отзывов у учащихся отпадает мотив скрывать свои незнания, свое непонимание, т.к. за них никто и ничем карать не будет. Наоборот, учитель выяснит, почему и что не усвоил учащийся из пройденного материала.

Одним из педагогических принципов Е.Н. Кузнецовой являлась демократизация школы: школа должна быть единою, всесословною, бесплатною, без различия вероисповеданий и для детей обоего пола. Она считала, что система совместного образования имеет много позитивных моментов: во-первых, легче поддерживать в школе дисциплину; во-вторых, совместное обучение содействует установлению лучших, т.е. более нормальных отношений между женщиной и мужчиной во всех сферах жизни; в-третьих, женщины не хуже мужчин могут в те же сроки справиться с учебным материалом, который ранее считался пригодным только для юношей и соответствующих только их силам и способностям [4].

О Е.Н. Кузнецовой в газете «Якутские вопросы» в 1916 г. писали следующее: «...начальница гимназии, женщина, пользующаяся совершенно заслуженно уважением со стороны общественных элементов Якутской области, давно здесь служащая и пользующаяся безусловным доверием родителей учениц» [5].

За свою долгую и активную работу в области образования Елизавета Николаевна была награждена золотой медалью «За усердие», серебряной медалью в память царствования императора Александра III и драгоценными подарками (брошью и браслетом с бриллиантами) [6].

После установления Советской власти она некоторое время работала в системе народного образования. Была избрана членом объединенного школьного совета. 2 марта 1921 г. приказом Губнаробраза была назначена руководителем 5-го класса 1-й объединенной советской школы 1-й ступени. К сожалению, не удалось проследить дальнейшую жизнь Е.Н. Кузнецовой.  По отзывам старожилов Якутска, она прожила долгую жизнь, умерла в начале 1950-х гг.

 

Литература

  1. Афанасьев В.Ф. Якутская женская гимназия // В помощь учителю. Якутск, 1961 г. Вып. 31.
  2. Положение дел Якутской женской гимназии // Якутские вопросы. 1916. 29 октября.
References
  1. Afanasiev, VF. Yakut women's gymnasium // to help the teacher. Yakutsk, 1961, Vol. 31.
  2. The situation of the Yakut women's gymnasium / / Yakut questions. 1916. 29 Oct.
© А.И. Макарова, 2018