ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОО

DESIGNING THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

В современной парадигме образования основная задача воспитания детей дошкольного возраста заключается в обеспечении дошкольников значительным опытом социально-приемлемых поступков, соответствующих общепринятым нормам общественного поведения, в которых проявляются нравственные качества личности: гуманность, терпимость, ответственность и т.п., в рамках духовно-нравственной развитости.

В работах психологов Н.Е. и А.Н. Веракса, Т.А. Репиной, посвященных изменению системы отношений взрослых и детей в современном обществе отмечается, что социальная ситуация развития организуется взрослым как особое жизненное пространство. В них они выделяют наличие единого образующего принципа, или отношение. Это образующее отношение, как пишут авторы, задает ту систему норм и, связанных с ним ситуаций, которые должен осваивать дошкольник [2].

В исследованиях Н.В. Микляевой, раскрывающих психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса в ДОО, отмечается, ситуативность образовательного процесса. Как указывает автор, это выражается с одной стороны, непредсказуемостью детского поведения и реакции ребенка на воспитывающие и обучающие воздействия, а с другой – необходимость создания специальных или использование сложившихся воспитательных и дидактических ситуаций с целью развития личности ребенка [4]. В нашей статье вслед за автором данной концепции, мы рассматриваем ситуацию как содержательную единицу целостного образовательного процесса.

«Образовательная ситуация – это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы). Наиболее «сильной» является та образовательная ситуация, в которую оказывается, включен в роли участника сам педагог, то есть возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с детьми. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными» [3].

Благодаря применению этой единицы у ребенка формируется определенная модель ситуативного поведения. При частом использовании данной модели, она постепенно закрепляется и способствует формированию стиля поведения, постоянных качеств личности. Данная модель может складываться за счет следующего механизма духовно-нравственного становления личности: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношение) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = духовно-нравственная воспитанность. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т.д.) и от возраста воспитуемого. В образовательной ситуации чаще всего надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной основы, практики поведения.

В традиционной системе воспитания народа саха реальные жизненные ситуации представлены в практике как форма духовно-практической деятельности, а именно, в традициях, обычаях и обрядовых действиях, главных элементах жизнедеятельности воспитанного человека [1].

Именно через духовно-практические действия (сиэргэ-туомна уьуйуу) воспитание выступает регулятором духовной жизни растущего человека. Благодаря традиционному этническому учению «Кут-Сюр» раскрывается целостность души - Сюр человека, которая состоит из Буор-Кут – управляет телом, Салгын-Кут - эмоциями, Ийэ-кут разумом и высшими духовными чувствами [5].

Организация педагогического взаимодействия взрослых и детей в процессе использования образовательных ситуаций будет основываться на традициях, обрядах и обрядовых действиях народа саха, направленная на воспитание духовно-нравственного развития в процессе образовательных ситуаций. В ходе реализации данной модели дети будут приобщаться  к духовно-практическим действиям на основе методов воспитания народной педагогики саха (сиэргэ-туомна уьуйуу): очищения (арчылааьын); оберегания (харыстааьын); испытания(тургутуу); наставления (соруйуу); убеждения словом(арчы тыла, суо тыла, алгыс тыла), и представлены различные темы реально-практических ситуаций: «Одна игрушка», «Если грустно одному», «Потерял варежку», «Помощь няне» и др. Таким образом, педагог направляет внимание детей на решение конкретной жизненной ситуации, которую дети разрешают непосредственно, проявляя сочувствие; содействие; согласие; следование правилам, моральным нормам; доброту, предлагая свою помощь.

 

Литература

  1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособ. для студ. выс. уч. завед./ - 2-е изд.,стер. – М.: Изд. «Академия», 2008 – 240с.
  2. Веракса, Н.Е. Социальная психология дошкольника / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.Н. Репина. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 352 с.
  3. Конохова, Е.С. Образовательные ситуации // Обруч. – 2012. - №103. – С. 38.
  4. Микляева, Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования / Н.В. Микляева. – М. : Изд-во Юрайт, 2015. – 433 с.
  5. Портнягин, И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха: Монография. – М.: «Академия», 1998. – 184 с.
References
  1. Berezhnova, L.N. Ethnopedagogy: studies. benefit for stud. high uch. Institute / - 2nd ed., Sr. - M .: Izd. "Academy", 2008 - 240 p.
  2. Veraksa, N.E. Social psychology of a preschool child / N.E. Veraksa, A.N. Veraksa, A.N. Repin. - M.: Mosaic - Synthesis, 2016. - 352 p.
  3. Konokhova, E.S. Educational situations // Hoop. –2012. - №103. - p. 38
  4. Miklyaev, N.V. Methods of training and education in the field of preschool education / N.V. Miklyaev. - M.: Publisher Jurajt, 2015. - 433 p.
  5. Portnyagin. I.S. Ethnopedagogics "Kut-sur": pedagogical views of the Sakha people: Monograph - M.: Izd. “Academy”, 1998 - 184 p.
© И.С. Алексеева, Л.Ф. Иванова, 2018