ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ «WORLD SKILLS РОССИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

INTRODUCTION OF THE INTERNATIONAL STANDARDS "WORLD SKILLS RUSSIA" IN ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS’ EDUCATIONAL TRAINING PROCESS

Сегодня перед профессиональным сообществом остро стоит вопрос, как готовить конкурентноспособных специалистов, отвечающих в полной мере вызовам современной жизни?  Как отслеживать сформированность профессиональных компетенций? Одним из лучших решений может быть внедрение стандартов «WorldSkills Россия» в образовательный процесс – как формы итоговой аттестации по профессиональным модулям.

Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева участвует в движении «WorldSkills Россия» по компетенции «Преподавание в младших классах» и «Воспитатель детей дошкольного возраста» с 2015года. За 3 года приобретен уникальный опыт участия наших студентов на Полуфинале в г. Хабаровск в 2016г.  и в Финале Национального чемпионата в г. Краснодар в 2017 г., в организации и проведении регионального и Отборочного к Национальному Финалу чемпионатов «WorldSkills Россия». Подготовлено 2 сертифицированных эксперта по компетенциям ««Преподавание в младших классах» и «Воспитатель детей дошкольного возраста».

Как указано в техническом описании компетенции «Преподавание в младших классах», «в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое должен постоянно демонстрировать преподаватель в младших классах своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к специалисту по работе с детьми младшего школьного возраста. [2, с. 4- 5].

Сегодня международные стандарты «WorldSkills Россия» предполагают компетентность преподавателя младших классов в вопросах взаимодействия с участниками образовательных отношений (проведение мастер-классов для коллег, организация родительского собрания), в вопросах постоянного повышения квалификации и самообразования (ведение персонального сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет, оперативное решение ситуативных педагогических задач). У преподавателя в младших классах должны быть сформированы компетенции принятия обоснованных и эффективных решений в профессиональной деятельности, предоставления образовательных и научных услуг высочайшего качества на основе быстрого освоения и применения научно-образовательных инноваций.

Целью соревнования по компетенции является демонстрация лучших международных практик. В соревнованиях по компетенции проверка знаний и понимания осуществляется посредством оценки выполнения практической работы. Отдельных теоретических тестов на знание и понимание не предусмотрено. Основная цель проведения чемпионата – повышение востребованности среднего профессионального образования, ориентированного на реальные запросы работодателей.

Конкурсное задание содержит 4 модуля: 1. Общекультурное развитие; 2. Общепрофессиональное развитие; 3. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; 4. Саморазвитие и самообразование [1, с. 1-3]. Конкурсные задания к каждому чемпионату разрабатываются на основе единого Конкурсного задания, утверждённого Менеджером компетенции и размещённого на форуме экспертов. Техническое описание компетенции ежегодно обновляется с учетом развития научно-технического прогресса в области методик преподавания и педагогических технологий.

По ФГОС СПО профессиональная подготовка учителей начальных классов, помимо изучения учебных дисциплин ОГСЭ, ЕН, ОП включает освоение 4 профессиональных модулей: ПМ.01 Преподавание по программам НОО; ПМ.02 Организация деятельности общения младших школьников во внеурочной деятельности; ПМ.03 Классное руководство; ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса.

В отделении ПвНК с целью внедрения стандартов «WorldSkills Россия» были пересмотрены рабочие программы УД, ПМ, программы педагогических практик с точки зрения приобретения практического опыта (К чему готовим? Как отслеживать?) и формы квалификационных экзаменов, где нами используются конкурсные задания чемпионата:

Профессиональные модули Форма квалификационного экзамена
ПМ.01 Преподавание по программам НОО

 

Задание 1. Подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов. Предмет, класс и тема урока по выбору Эксперта.
ПМ.02 Организация деятельности общения младших школьников во внеурочной деятельности

 

Задание 2. Разработка и проведение внеурочного занятия c использованием интерактивного оборудования. Направление внеурочной деятельности, программа, автор, тема занятия и класс по выбору Эксперта.
ПМ.03 Классное руководство

 

Задание 3. Подготовка и проведение обучающего интерактива по решению ситуативной педагогической задачи. Ситуация (текст или видео) и категория участников интерактива (родители или педагоги) по выбору Эксперта.
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса Задание 4. Подготовка и размещение материала для персонального сайта учителя. Тематика размещаемых материалов по выбору Эксперта.
Данный опыт показал, что практические задания, разрабатываемые и демонстрируемые по принципу «здесь и сейчас», во-первых, наглядно показывают какие компетенции освоены студентами, а какие – отсутствуют, во-вторых, значительно экономят время, так как преподаватель не тратит время на вопросы, оценка знаний участника проводится исключительно через практическое выполнение конкурсного задания.

Каждый аспект оценивают три эксперта, каждый эксперт ставит свою оценку, после чего происходит сравнение выставленных оценок. В случае расхождения оценок экспертов более чем на 1 балл, эксперты выносят оценку данного аспекта на обсуждение и устраняют расхождение.

Таким образом, внедрение международных стандартов «WorldSkills Россия» дает возможность выпускникам СПО успешно конкурировать на рынке труда, достойно отвечать вызовам современной системы образования, понятия «профессионализм», «успех», «карьера» постепенно становятся синонимами. Студенты получают возможность проверить себя в деле, оценить уровень подготовки и собственные шансы на трудоустройство после завершения учебы.

Литература

  1. Конкурсное задание компетенции «Преподавание в младших классах»//https://drive.google.com/drive/folders/1eIdn-PVIMdQyHfpnHPQHo5BD5b3Z8MoQ
  2. Техническое описание компетенции Преподавание в младших классах//https://drive.google.com/drive/folders/1eIdn-PVIMdQyHfpnHPQHo5BD5b3Z8MoQ].
 

References

  1. Competition tasks for “Elementary school teaching” competence // https://drive.google.com/drive/folders/1eIdn-PVIMdQyHfpnHPQHo5BD5b3Z8MoQ
  2. The technical description of “Elementary school teaching” competence // https://drive.google.com/drive/folders/1eIdn-PVIMdQyHfpnHPQHo5BD5b3Z8MoQ].
© М.Д. Находкина, 2018