РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

THE ROLE OF THE TEACHER IN DEVELOPMENT OF SPEECH OF CHILDREN OF EARLY AGE WITH HEARING DISORDER

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период младенческого и раннего возраста, в течении которого ребенок овладевает основными закономерностями языка [1, с. 9].

Согласно концепции о генезизе общения ребенка М.И. Лисиной и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослыми и ведущая предметная деятельность [4, с 12].

Вопросами развития речи детей раннего возраста в отечественной педагогике занимались А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Ю.А. Разенкова и другие.

В развитии детей раннего возраста и их речи в том числе, ведущая роль принадлежит взрослым: родителям в семье, специалистам службы ранней помощи, воспитателю – в детском саду.

Учитывая, что процесс становления у детей первой функции речи – овладения речью как средством общения, в течении первых лет жизни проходит несколько этапов: от непонимания речи окружающих и не умения говорить самому, до развития речевого общения, возникает необходимость оказания ранней последовательной комплексной помощи.

Как отмечает Ю.А. Разенкова, система ранней помощи – фундамент отечественного образования, создание которого позволит принципиально более эффективно корригировать и предупреждать развитие дальнейших отклонений в психическом развитии ребенка [3, с. 3]

С развитием медицинских технологий возросла роль педагога по развитию речи детей раннего возраста с нарушениями слуха (снижение слуха, тугоухость, глухота). В настоящее время отмечается рост количества детей с отклонениями в развитии и, в частности, с нарушениями слуха.

Как отмечено в адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования ФГОС дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста, речь детей раннего возраста с нарушениями слуха его, оказывается не только недоразвитой, но еще и искаженной. И наряду, с бедностью словаря наблюдается употребление слов в неправильном значении, наряду с недоразвитием грамматического строя.

На современном этапе роль развития и обучения детей раннего возраста является наиболее актуальной проблемой в дефектологии. В службе ранней помощи проводится психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста, уделяется внимание взаимодействию в семье, а также осуществляется консультативная и информационная помощь населению.

При Республиканском центре психолого-медико-социального сопровождения ведет работу служба ранней помощи, которая тесно сотрудничает не только с семьями, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ, но и с образовательными организациями, такими как кафедра специального (дефектологического) образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета.

На кафедре специального (дефектологического) образования педагогического института СВФУ имени М.К. Аммосова проводится подготовка студентов-магистрантов по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии».

Педагогическую практику магистранты проходят на базе службы ранней помощи, а также там ведется научно-исследовательская работа по магистерской диссертации, направленная на изучение вопросов развития детей раннего возраста с ОВЗ.

Наше научное исследование направлено на изучение особенностей развития активного словаря детей раннего возраста с нарушениями слуха.

В ходе изучения данной проблемы, мы выявили, что развитие активного словаря детей раннего возраста с нарушениями слуха имеет такие особенности как медленный темп развития, ограниченное понимание речи и замена активного словаря вокализацией, голосовыми реакциями, усеченными словами и обусловлена первичным нарушением слуха. Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что развитие активного словаря детей раннего возраста с нарушениями слуха будет эффективна, при условии: мотивированного речевого общения с детьми в процессе практической деятельности; формирования у детей раннего возраста с нарушениями слуха потребности в речевом общении; использование остаточного слуха как необходимого условия развития речи и общения.

Для исследования выше названных особенностей мы использовали методику комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом Т.В. Николаевой [2].

Количественный и качественный анализ показал, что объем активного словаря детей раннего возраста с нарушениями слуха ниже, чем у их сверстников с нормальным слухом и имеет более замедленный темп развития; а также наличие замены активного словаря вокализацией, голосовыми реакциями, контурами слов, усеченными словами.

Одним из важнейших факторов коррекционно-развивающей работы по развитию активного словаря детей раннего возраста с нарушениями слуха является необходимость учета в процессе работы основных положений, которые подчеркивают роль педагога: 1. создание условий нахождения ребенка раннего возраста с нарушениями слуха в слухо-речевой среде, которая будет обеспечивать постоянное, непрерывное восприятие ребенком речи окружающих; 2. использование в общении с ребенком естественных и специально созданных бытовых или игровых ситуаций, стимулирующих общение; 3. использование различных методов и приемов развития активного словаря с учетом возрастных и психо-физических особенностей ребенка раннего возраста.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что ведущую роль в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха играет педагог.

Литература

  1. Гербова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М.: АРКТИ, 2015. – 40 с.
  2. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 112 с.
  3. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития – М.: Карапуз, 2011. – 144 с.
  4. Смирнова Е.О. Программа воспитания и развития детей раннего возраста – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 160 с.
References
  1. Gerbova O.E. What to do if your child does not speak? – 2015
  2. Nikolaeva T.V. Complex psychological and pedagogical examination of children of early age with hearing disorder – 2006
  3. Razenkova Y.A. System of early intervention: search of the main development vectors – 2011
  4. Smirnova E.O. The program of education and development of children of early age – 2007
©А.Ф. Ларионова, С.Н. Архипова, 2018