ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ЯКУТСКИХ ТАНЦЕВ КАК ОСНОВА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ETHNOPEDAGOGICAL VALUE OF YAKUT DANCES AS A BASIS FOR EXTRACTION ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOL

Современное состояние образовательной системы нашего государства характеризуется направленностью на сохранение и развитие этнокультурных особенностей народов России. Это также закреплено в ФГОС НОО: «Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [1, c.3]. Для приобщения младших школьников к культуре народа саха в МОБУ Якутская городская национальная гимназия реализуются различные формы внеурочной деятельности, в т.ч. и занятия в танцевальном ансамбле.

В танцевальном ансамбле (рук. Слепцова В.В.) при МБОУ ДО «Детский (подростковый) центр г. Якутска» занимаются 65 учащихся младшего школьного возраста ЯГНГ.  Для них разработана авторская программа внеурочной деятельности «Саhарга» («Зоренька»), которая основывается на идеях педагогики олонхо.

Педагогику олонхо, как отметил этнопедагог К.С.Чиряев, надо применять в формировании у ребенка нравственных ценностей, представлений о закономерности развития и единства с окружающим миром. В якутском героическом эпосе - олонхо «во всей своей величавой красе воспета радость жизни, радость победы, радость торжества идей человечества – детей Солнца» [2, с.20].

Олонхо, как вид народного творчества, заключает в себе истоки многих видов искусств, в том числе танцевального. В образах танца народ определил «идеал совершенного человека», т.е. каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Якутские народные танцы восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность.

Идея программы «Саhарга» заложена в якутской мудрости: «Человек всё осилит, если сердце хочет, душа лежит, ум достигает, тело может!» («Сурэх ба5арар, санаа сытар, ой хотор, суhуех уйар буолла да, киhи тугу барытын кыайар»).

Следуя данной народной мудрости, при проведении занятий учитываются следующие взаимосвязанные педагогические условия:

- заинтересованность самого занимающегося («желание сердца») – мотивационный компонент;

- эмоциональные условия занятий должны способствовать работоспособности («душа лежит») – эмоциональный компонент;

- занятия танцами также должны быть направлены на развитие познавательной сферы личности («ум достигает») – познавательный компонент;

- в ходе занятий должны учитываться физические возможности ребёнка («тело может») – физический компонент.

Первый компонент программы – мотивационный («сурэх багата» - «желание сердца»). Для развития мотивации в программе представлены комплексы из подражательных движений животных и птиц, из игровых движений персонажей Олонхо, из движений, отражающих красоту природы, природные явления. Для развития фантазии, творчества детей даются темы: имитация трудового процесса, ассоциативные этюды, построенные на подражании повадкам зверей, птиц, стихии природы, на взаимоотношении персонажей Олонхо, на танцевальную характеристику представителей трех Миров: племя героев – «айыы аймага», абаасы, добрые и злые божества, духи, шаманы и шаманки, вестники и др.

Второй компонент – эмоциональный («санаа сытар» - «принятие души»). В детских танцевальных движениях эмоциональная окраска более яркая, они подвижны, игривы, непосредственны и легки. Якутские танцевальные движения для разминки выполняются в сопровождении хомуса. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движения – это хорошая предпосылка для творческого процесса. Воспитанники через движения передают характер, эмоции персонажей Олонхо: смелый богатырь, нежная героиня, страшные абасы и т.д.

Третий компонент программы – познавательный («ой хотор» - достижение умом»). В ходе занятий дети знакомятся с героическим эпосом – олонхо. Они узнают, что в красочных мифологических образах олонхо запечатлены образ жизни, традиции, нравственные принципы, особенности мировосприятия, а также древнейшая история якутов.  Кроме этого содержание занятий составляют ознакомление с искусством танца, историей народа, традициями, обычаями, танцевальной и музыкальной культурой, фольклором.  В рамках данного компонента применяются следующие методы: прослушивание записей с исполнением Олонхо, беседы о происхождении и специфике исполнения Олонхо с наглядным материалом и практическим показом; рассматривание произведений народного искусства, альбомов, фотографий, картин; просмотр телевизионных передач, видеозаписей; посещение концертов, выставок якутских народных мастеров; проведение мастер-классов студентами АГИИК, встреча с артистами государственного театра танца им. С.А.Зверева и т.д.

Четвертый компонент программы – физический («суhуех уйар» - «возможности тела»). Танцевальные движения с учетом развития ребенка усложняются, обновляются. Например, основное движение якутского танца «дьиэрэнкэй» разучивается поэтапно, дети начинают с прыжков на двух, одной ноге и постепенно достигают правильного выполнения в последующем.

В обучении танцам значение имеет практический показ движения, элементов, комбинаций, он должен быть грамотным, правильным, но самым важным, на наш взгляд, является импровизация самого ребенка. «Не научение каким-то образцам, а ориентация на самовыражение ребенка в танце и пении – это именно то, чего так не хватает нашим традиционным образовательным программам. И так важно, что этот ход произрастает на естественной культурной почве – ведь народный танец или народное пение импровизационны по своим основам» [3, с.120].

В результате занятий по программе «Саьарга» дети становятся более общительными, открытыми, у них формируется национальное самосознание, повышается уровень духовной культуры, а также раскрываются танцевальные способности, о чем свидетельствуют их успехи на различных городских, республиканских, всероссийских, международных фестивалях и конкурсах.

Таким образом, обучение танцам на основе педагогики олонхо является средством эстетического, нравственного и этнокультурного воспитания личности младшего школьника.

 

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: педагогические мысли, идеи, взгляды - Якутск, 2002. - 166 с.
  3. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики Олонхо. – Якутск: Дани-Алмас, 2007. – 140 с.
References
  1. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 6, 2009 No. 373 “On approval and implementation of the federal state educational standard of primary general education”.
  2. Portnyagin I.S. Ethnopedagogue K.S. Chiryaev: pedagogical thoughts, ideas, views - Yakutsk, 2002. - 166 p.
  3. Lobok A.M. Diamond land pedagogy Olonkho. - Yakutsk: Dani-Almas, 2007. - 140 p.
©Т.Г. Корякина, В.В. Слепцова, 2018