РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

EDUCATIONAL GAMES "GIFTS OF FREBEL" ON A REGIONAL MATERIAL AS A MEANS OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности. Процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы, воспитывает интерес и внимательность детей; развивает способности, вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения.

Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Ф. Фребель. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров».

Первый дар – шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух – трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

Второй дар – деревянный шар, цилиндр и куб – предназначался для детей трех-четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Третий, четвертый дар – для детей старше четырех лет – деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.

Пятый дар – это 27 кубиков, причем 21 – цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур.

Шестой дар – 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 – целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода) [5].

Актуальность проблемы определила тему нашей работы. Цель работы: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством развивающих игр «Дары Фребеля».

Практическая значимость данной работы состоит в том, что структура и содержание игрового набора разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте на основе этнопедагогических основ воспитания дошкольников.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Работа по формированию познавательной активности детей через развивающие игры «Дары Фребеля» строится на принципах реализации ведущей игровой деятельности, личностно-ориентированного подхода, активной игры, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач, способствующих развитию самостоятельности, инициативы, творчества, креативности, результативности.

Используются игровой, наглядный, практический методы. Формы организации деятельности: групповая; подгрупповая; индивидуальная.

«Дары Фребеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Большинство игр, предлагаемых для использования при решении задач образовательной области «Познавательное развитие» - это сюжетно-ролевые, подвижные или малоподвижные игры. Классификация игр разработана по принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса, где основой является круглогодичный национальный календарь народа саха.

Классификация игр                                    Таблица 1

Темы по месяцам Традиции детского сада Направление игр Наименование игр
Сентябрь “Улуу Суорун”. Посвящение в воспитанники детского сада.

 

Формирование первичных представлений о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях его природы, многообразии стран и народов мира. «Одного поля ягоды».

 

«Подарок для друга».

Октябрь “Хотой Айыы”. День Матери. Формирование представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

 

“Пир на весь мир”.

«Большая стирка».

“Подарок маме-красивый цветок”

Ноябрь “Байанай ыйа”. Выставки поделок из природных материалов, фотовыставка “А5ам байанай”, соревнования отцов и сыновей. Формирование первичных представлений о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях его природы, многообразии стран и народов мира. «Морские обитатели».

«Разноцветные рыбки»

Презентация проекта «А5ам байанайа»

Декабрь «Билгэ Хаан».

 

Мастерская “ЭЬээ Дьыл” – оформление детского сада, участка по мотивам сказок. Формирование познавательных действий, становление сознания.

 

«Украшаем елку».

«Волшебный мешочек».

 

Январь  «Танха Хаан». Старый Новый год. Развитие воображения и творческой активности.

 

«Королевство кривых зеркал».

«Золотая рыбка»

Февраль «Одун Хаан».

 

Декада якутского языка и письменности. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, «Гербы и флаги».

 

Март «Дьѳhѳгѳй Айыы». Конкурс талантов для девочек. Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений о себе, других людях

«Капризная принцесса».

«Зеркало».

«Машенька »

 

Апрель «Айыы-hыт Хотун». - Декада здорового образа жизни;

- декада основ безопасности жизни.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

 

«Аптека».

«Кораблик»

«Туристический автобус».

Май «Иэйэхсит ыйа». - Мероприятия, приуроченные к Дню Победы;

- Национальный праздник ысыах.

Формирование первичных представлений о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях его природы, многообразии стран и народов мира.

 

«День Победы».

«На лугу».

«Ысыах»

 

Таким образом, работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.

 

Литература

  1. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника/А.В.Запорожец. - М., 2006.
  2. Карпова, Ю.В., Кожевникова, В.В., Соколова, А.А.: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
  3. Кулюткин, Ю.Н., Сухобская, Г.С. Мотивация познавательной деятельности/Ю.Н.Кулюткин. - СПб., 2002.
References
  1. Zaporozhets A.V. Game and development of the child. Psychology and pedagogy of the game preschooler. M., 2006.
  2. Karpova V. V., Kozhevnikova V., Sokolova A. A.: set of methodical manuals for work with the game set of "Fröbel". "The use of the game set "gifts of Frebel"in preschool education in accordance with the GEF to".
  3. Kulyutkin Yu. N., Suhovskaya G. S. Motivation of cognitive activity. SPb., 2002.
©А.М. Кубарова, Л.В. Николаева