ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

FROM THE EXPERIENCE OF WORK WITH GIFTED CHILDREN IN ELEMENTARY SCHOOL

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.

И так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделили учебной программе. Пересмотрев программу, выделив задачи каждого предмета в целом, определить роль каждого предмета в среднем звене, сопоставить уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнить содержание материала развивающим компонентом, ввести элементы опережения, большее количество теоретического материала, дополнить учебник гос. стандарта дидактическим материалом развивающего обучения. Подготовить программу по работе с одаренными детьми. Планирование каждой темы начинается с постановки задач. Остановимся на общих задачах (учебных, развивающих и воспитательных).

В учебные задачи вводим формирование основных знаний и представлений по теме, причем на дифференцированной основе. Это знакомство с терминами, правилами, которые необходимо запомнить всем учащимся, теоретические вопросы [1, с. 72].

Развивающие задачи: развитие творческого мышления через алгоритмизацию решения задач, развитие речи (по мнению ученых, именно речь – мерило одаренности ребенка), интереса, памяти, воображения, через применение специальных методов и форм работы.

Воспитательные задачи: воспитание таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, организованность, настойчивость, стремление довести дело до конца. Воспитание самоконтроля и самооценки своей деятельности [1, с. 72].

Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, типы уроков развивающего обучения: урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, урок- практикум, интегрированный и т.д.

Изменения в программе, содержании уроков сказались на развитии детей. У четырех из десяти учащихся на уроках ярко проявляются предметные умения и навыки, они умеют определить для себя цель работы на уроке, причины своих успехов и затруднений, могут оценить свою учебную деятельность. У одного ученика наблюдается завышенная самооценка и недооценивание результатов труда своих товарищей [2].

Предметные олимпиады – основная часть проекта. Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одарёнными детьми. Из года в год увеличивается количество участников и призёров олимпиад различного уровня. Только в декабре 2017г. 136 учащихся начальных классов участвовали на международной дистанционной предметной олимпиаде «Videouroki.net». Из них 60 учащихся заняли призовые места. Дипломом 1 степени награждены 22 учащихся, второй степени – 10 человек и третьей степени – 38 учащихся.

Используя инновационные технологии обучения, элективные курсы, нестандартный подход к делу, привлекая к работе родителей учеников, предлагаю на определённые темы подготовить совместно с детьми творческие работы. Итоги представлены в таблице 1.

Таблица1

Результаты одаренных детей в различных олимпиадах

Наименование конкурсов и олимпиад 1 место 2 место 3 место
Улусная олимпиада по математике 5 обуч. 2 обуч. 3 обуч.
Улусная олимпиада по русскому языку 6 обуч 4 обуч 3 обуч.
Улусный НПК «Шаг будущее» 3 обуч. 3 обуч. 1 обуч.
НПК «Ступенька к творчеству 2 обуч 1 обуч. 2 обуч.
Всероссийская заочная олимпиада «Планета математики» 2 обуч. 1 обуч. 1 обуч.
Семейно-экологическая конференция «Мир вокруг нас» 1 обуч. 1 обуч. 2 обуч.
Школьный конкурс чтецов в рамках недели русского языка 3 обуч. 3 обуч. 4 обуч.
Городской конкурс «Аман ос» 1 обуч. 1 обуч. 2 обуч.
Международный конкурс детского и молодежного творчества «Фейерверк талантов» 3 обуч. 1 обуч. 1 обуч.
Таким образом, работа с одарёнными детьми – это работа многогранная и кропотливая. Главное, видеть в каждом ребёнке его особенности, способности и талант. Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего, дополнительного образования позволит сформировать всесторонне развитую, одарённую, компетентную личность.

 

Литература

  1. Петрова И. И. Работа с одаренными детьми в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 19. – С. 306–308. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56307.htm.
  2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. М., 2000
References
  1. Petrova I. I. Work with gifted children in elementary school // Scientific and methodical electronic journal "Concept". - 2017. - V. 19. - p. 306–308. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56307.htm.
  2. "Active teaching methods." E-course. International Development Institute "EcoPro", Educational portal "My University", http://www.moi-universitet.ru 9. New pedagogical and information technologies in the education system / Ed. E.S.Polat. M., 2000
© С.Н. Шадрина, Е.И Жиркова, 2018