КЕЙС-МЕТОД – НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

THE CASE METHOD IS THE NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Одной из относительно новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику Российского образования в данное время является весьма актуальной задачей. Методика стала внедряться в различные уровни образования начиная от школьного до высшего профессионального.

Кейс-метод (технология) известен также под другими названиями: метод казусов, метод ситуационного обучения, метод конкретных ситуаций, метод «прецедента» или «случая», в зависимости от мнения человека применяющего данную технологию в своей практике.

Лучше понять суть определения поможет этимология названия - из 47 возможных переводов на русский язык английского слова «case» в данном случае это следующие: case – случай, прецедент или казус; case – чемодан, кейс.

Кейс–метод — это метод обучения, использующий описание настоящих профессиональных (экономических, социальных или иных) ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к настоящей жизненной ситуации.

Из истории. Аналогии кейс-обучения можно найти в глубокой древности – так, в Спарте молодые воины разбирали с наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

Однако в своем современном виде кейс - метод возник в конце XIX века в Гарварде (США), а с 20-х годов XX века введен в постоянную практику в обучении в бизнес - школах. В то время просто не существовало учебников и литературы для подготовки аспирантов, и им было предложено обучение на реальном опыте компаний. Это оказалось весьма эффективной методикой и в настоящее время кейсы активно используются во всем мире для обучения бизнесменов, политиков, государственных служащих, менеджеров, экономистов, юристов, врачей и т.д. Практика использования кейсов при обучении различным специальным дисциплинам — технологическим, туристским, медицинским — наметилась и в России. С конца 90-х годов начали использовать переводные (западные) кейсы (хотя еще в 1924-25 гг. работники Советских партийных школ знакомились с американскими кейс-технологиями). С начала 2000-х годов кейсы широко используются в практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин в российской высшей школе, появляются вузовские кейс-клубы при многих крупных высших учебных заведениях.

В рекомендациях по совершенствованию дополнительных образовательных программ, созданию детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества и внедрению иных форм подготовки детей и молодежи по программам инженерной направленности, разработанных Министерство образования и науки России совместно с Министерством промышленности и торговли России, Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования») в 2016 году, кейс-метод рекомендован среди прочих по организации образовательных мероприятий.

Кейс включает в себя следующие обязательные компоненты:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

  • индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
  • работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
  • презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Преимущества кейс-метода:
  1. Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход дает более широкое представление о предмете, чем традиционный «знаниевый» подход применяемый в школах.
  2. Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на выработку знаний.
  3. Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (softskills), которым не учат ни в школе, ни в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальной жизни и в реальном рабочем процессе.
Кейс-технология в дополнительном образовании стала применяться в сети детских технопарков «Кванториум» при обучении детей. Метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Это и является преимуществом данной педагогической технологии - возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке будущих специалистов.

 

Литература

  1. Барахсанова Е.А. Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион. 2014. С. 59-62.
  2. Корнилов, Ю.В. Реализация технологии смешанного обучения как эффективное взаимодействие участников образовательного процесса Электронное обучение в ВУЗе и в школе / Ю.В. Корнилов, М.А. Сорочинский // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2015. С. 150-154.
  3. Название ресурса [Сhangellenge] – Режим доступа http://changellenge.com/chto-takoe-keys (12.09.2018)
  4. Название ресурса [КОРНИ:Критика / Онтодизайн / Рациональность / Наука / Инженерия] – Режим доступа http://www.evolkov.net/case/case.study.html (12.09.2018)
  5. Название ресурса [OrenEdu - сайт ГУ РЦРО] https://www.orenedu.ru/files/internet/profili/didakt/docs/2b/lek2_5.html (13.09.2018)
References
  1. Barahsanova E.A. the problem of creating e-learning in pedagogical universities // proceedings of the international network of scientific-practical conference. SPb.:Asterion. 2014. P. 59-62.
  2. Kornilov Yu. V. Implementation of blended learning as an effective interaction of participants of educational process E-learning at the University and in school / U.V. Kornilov, M.A. Sorochinsky // materials of the international network of scientific-practical conference. – SPb.: Asterion, 2015. P. 150-154.
  3. The title of the resource [Changellenge] – access Mode http://changellenge.com/chto-takoe-keys (12.09.2018)
  4. The title of the resource [the ROOTS: a Critique / the design / Rationality / Science / Engineering] – access Mode http://www.evolkov.net/case/case.study.html (12.09.2018)
  5. The title of the resource [OrenEdu website of the Department of RCRA] https://www.orenedu.ru/files/internet/profili/didakt/docs/2b/lek2_5.html (13.09.2018)
© С.А. Гаврильев, 2018