ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE USE OF TECHNOLOGY REMOTE EDUCATION IN THE TRAINING ACTIVITIES

Реализация элементов дистанционного обучения в физкультурном образовании развивается быстрыми темпами и привели к широкому внедрению в учебно-тренировочный процесс сетевых технологий, включающих технологии дистанционного обучения, которые позволяют обеспечивать повышению спортивного мастерства обучающихся.

Идеи использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе представлены в работах преподавателей педагогического института Е.А. Барахсановой, А.Э. Бурнашева, А.И. Голикова, Т.Н. Лукиной, Ю.В. Корнилова, М.С. Прокопьева и др., роли и места информационных средств и компьютерных в том числе, в системе физкультурного образования представлены в статьях И.И. Готовцева, А.И. Даниловой, М.Д. Гуляева преподавателей Чурапчинского института физической культуры и спорта имени Д.П. Коркина. В их работах нашли отражения включения компьютерных технологий в образовательный процесс, развитие информационных технологий и расширение их использования в школьном и вузовском образовании.

Следует отметить, что вышеназванные принципы раскрывают сущностные характеристики формирования информационной компетентности учителей физической культуры и спорта средствами дистанционного обучения отражены в ранее опубликованных работах Е.А. Барахсановой, В.П. Барахсанова, П.О. Барахсановой, Н.П. Олесова и М.С. Прокопьева [3, 4].

Важно отметить, что приодним из механизмов реализации дистанционного обучения является использование электронного обучения в вузе. В статье, опубликованной в сборнике сетевой международной конференции «Электронное обучение в вузе и школе» Е.А. Барахсанова отмечает, что электронное обучение предоставляет новые средства и новые образовательные технологии, позволяет внедрять новые модели взаимодействия участников образовательного процесса. Оно требует осуществления в опережающем темпе подготовить педагогических кадров готовых и способных осуществлять свою профессиональную деятельность в электронной информационно-образовательной среде [1].

Однако, практическое внедрение этих технологий в учебно-тренировочной деятельности по видам спорта находится не на высоком уровне, что в значительной степени объясняется неподготовленностью учителей физкультуры к работе с ними [2-5].

Для решения этой проблемы преподавателями кафедры информатики и вычислительной техники педагогического института СВФУ разработана и реализована непрерывная система подготовки будущих учителей и воспитателей в условиях специально созданной адаптивной электронной информационно-образовательной среды, ориентированной на решение студентами профессиональных задач средствами дистанционного обучения [2].

С целью анализа реализации элементов дистанционного обучения в учебно-тренировочной деятельности был проведен опрос среди студентов, посещающих на занятие по восточной интеллектуальной игре го (бадук), обучающихся в СВФУ. Опрос осуществлялся в письменной форме, в которой приняли участие 124 студента.

Го (бадук) – эта старинная настольная логическая игра со своими атрибутами. Как и в шахматах, в ней все зависит от способности игрока предвидеть ход игры, составить и воплотить в партии оптимальный план действий. В настоящее время во многих стран мира, в том числе и в России, созданы федерации Го, проводятся национальные чемпионаты, чемпионаты Европы и мира среди любителей, многочисленные профессиональные турниры. В России присваиваются звания «мастер спорта» и «гроссмейстер» по игре в Го в соответствии с утвержденными нормативами.

Анализ результатов анкетирования показывает, что дистанционное обучения является тем универсальным коммуникативным средством на основе которого формируется информационная компетентность студентов с учетом специфики электронной информационно-образовательной среды.

Опытно-экспериментальная работа проведена, где главной целью является проверка реализации элементов дистанционного обучения в учебно-тренировочной процессе. В ходе исследования предусматривались следующие этапы: подготовительный, формирующий и обобщающий.

На подготовительном этапе осуществлялось изучение теории интеллектуальных игр на основе использования системы СДО «Moodle» Глобального университета СВФУ. С данной целью проведена диагностика сформированности общей и информационной компетентности студентов на основе использования готовой компьютерной программы по игре го (бадук).

На формирующем этапе осуществлялось выявление сформированности технологической компетентности в процессе решения задач при изучении программы учебной дисциплины «Го (бадук)» с использование специальных компьютерных программ. На заключительном этапе проведена проверка уровня информационной компетентности студентов.

Основная часть участников (85 %) отмечают, что мотивацией для них послужил использование готовых компьютерных программ для решения позиционных задач по игре го (бадук) и спаринг игра с сильными игроками СВФУ и другими вузами во время учебно-тренировочных занятий.

Свидетельством успешности использования элементов дистанционного обучения в учебно-тренировочной деятельности является повышение спортивного мастерства, а также в организации контакта средистудентами, любителями данного вида спорта и ведущими спортсменами всероссийского и регионального уровней.

Результаты проведенной диагностики для определения уровня технологической и информационной компетентности среди студентов, посещающийся на занятии по игре го(бадук) свидетельствуют о том, что технологический компонент вырос на 12%, информационная компетентность – на 27%.

Таким образом, следует отметить, что технология дистанционного обучения в учебно-тренировочном процессе в вузе способствуют успешности формирования информационной компетентности и её компонента – технологической составляющей. Как правило, каждый компонент имеет свои специфику, в содержании которых есть базовая и углубленная части знаний из области использования информационных технологий в образовательном процессе.

 

Литература

  1. Барахсанова Е.А. Проблемы создания электронного обучения в педагогических вузах // Материалы сетевой международной научно-практической конференции. СПб.: Астерион. 2014. С. 59-62.
  2. Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 106-110.
  3. Барахсанов В.П.Формирование профессионально-личностной культуры студентов в учебно-тренировочном процессе // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезеСборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов и специалистов в области практической психологии. Под ред. Т.Ю. Ковтун, В.В. Находкина. 2018. С. 126-128.
  4. Барахсанов П., Бугаева Л.П., Барахсанова П.ОИспользование интернет технологии на занятиях по интеллектуальным видам спорта //Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 2 (40). С. 133-136.
  5. Барахсанов В.П., Барахсанова Е.А., Олесов Н.П., Прокопьев М.С. Особенности подготовки учителей физической культуры и спорта в условиях реализации электронного обучения // Теория и практика физической культуры. 2018. № 7. С. 10-11.
  6. Барахсанов В.П., Барахсанова П.О. Формирование информационной компетентности будущих тренеров-педагогов средствами электронного обучения // В сборнике: Многоуровневое образование в социальном пространстве города. /Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции. Под общ.ред. А.И. Барановского. 2018. С. 29-32
References
  1. Barakhsanova E.A. the problem of creating e-learning in pedagogical universities // proceedings of the international network of scientific-practical conference. SPb.:Asterion. 2014. P. 59-62.
  2. Barakhsanova E.A. Scientific and methodological support of training of masters in the networked learning // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2015. - Vol. 26. - P. 106-110.
  3. Barakhsanov V. P. Formation of professional-personal culture of students in the training process //In the book: Actual problems of development of personality in ontogenetically materials of the VII all-Russian scientific-practical conference for students, postgraduates and specialists in the field of practical psychology. Under the editorship of T. Y. Kovtun, V. V. Nakhodkin. 2018. P. 126-128.
  4. Barakhsanov P., Bugaeva L. P., P. Barakhsanova About the Use of Internet technology in the classroom for intelligent sports // News of the Baltic state Academy of fishing fleet: psychological and pedagogical Sciences. 2017. № 2 (40). P. 133-136.
  5. Barakhsanov V. P., E. A. Barakhsanova, N. Olesov.P. Prokopiev M. S. peculiarities of training teachers of physical culture and sport in the conditions of implementation of e-learning // Theory and practice of physical culture. 2018. No. 7.P.10-11.
  6. Barakhsanov V. P. Barakhsanova P. O. Formation of information competence of future trainers-teachers by means of e-learning // In the collection: Multilevel education in the social space of the city. / Collection of materials of Interuniversity scientific-practical conference. Under the General editorship of A. I. Baranovsky. 2018. P. 29-32.
© П.О. Барахсанова, 2018