ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

RESEARCH OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL WITH MENTAL RETARDATION.

Своевременное выявление детей с трудностями в обучении и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

Цель работы: изучение особенностей познавательной деятельности у детей с трудностями в обучении для проведения коррекционной работы.

Организация исследования.В общей сложности исследовано 14 детей.   Основной контингент экспериментального и контрольного классов – это учащиеся 1 класса Исследование включало этапы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. На первом этапе провели исследование познавательной деятельности детей своего класса и выявили детей с трудностями в обучении. На этапе формирующего эксперимента – возможности ее целенаправленной коррекции.

Формирующий эксперимент заключался в комплексе специальных упражнений для развития внимания, памяти и мышления. Он осуществлялся в форме групповых занятий 3 раза в неделю. Всего было проведено 15 занятий. На этапе контрольного эксперимента была повторно проведена методика заучивания 10 слов  и получена экспертная оценка.   Были выявлены 2 ученика: Андрей З., и Кеша К.  Формирующий эксперимент проводился с ними.

Методики исследования и обработка их результатов. Метод исследования памяти – заучивание 10 слов. Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Никакого специального оборудования не требуется.   Перед началом работы   записываю в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя. После пятикратного повторения слов   переходим к другим экспериментам, а в конце исследования, т.е. примерно спустя 50 – 60 минут, снова прошу воспроизвести эти слова (без напоминания). В результате исследования по протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Установлено, что у нормально развивающихся детей кривая запоминания носит характер возрастающей кривой, т.е. к третьему повторению они воспроизводят 9 или 10 слов, и при следующих повторениях удерживается на этих же числах.

Выяснилось, что дети с отклонениями в развитии правильно решают простые задачи и начинают допускать ошибки по мере перехода к более трудным задачам. По результатам исследования было выявлено, что  детям удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов в силу своего речевого дефекта. Протокол обследования памяти   Андрея З.  по методике заучивания 10 слов (табл. 1).

Таблица 1.

Протокол обследования

лес хлеб окно стул вода брат конь игла мед гриб
1 +   +   + + +      
2 + + +     +        
3 + +     + +     +  
4 + +       + +   +  
5 + +       +     +  
Через

час

+ +       +     +  
 

Направления коррекционной работы. В ходе формирующего эксперимента была апробирована система коррекционных занятий, включающая в себя специальные игры и упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, памяти, мышления.  Целенаправленное  и концентрированное внимание зависит от субъективных качеств личности, от чувств, мыслей, же­ланий, ума, характера, склонностей импульсов, эмоционального состояния. Оно зависит от социального и бытового влияний. Мотивы, взгляды, интере­сы, стремления, привычки и потребности также влияют на степень в концен­трации внимания.

В ходе обучения учащиеся оказывались перед необходимостью осуществлять волевое усилие для поддержания внимания на тех или иных предметах и их отдельных деталях и свойствах в течение определенного времени. Рассматривание картинок, таблиц требует от детей активной мысли­тельной деятельности и умения рассуждать вслух. Развитие внимания тесно переплетается с развитием памяти, поэтому в некоторых заданиях перед учащимися ставится задача запоми­нания.

Таким образом, использование в коррекционной работе специальных приемов на развитие внимания, памяти и мышления  эффективно сказался и на ослаблении присущих детям недостатков психофизического развития.

При этом особое значение придавали восприятию, представлению, мышлению, фантазии, воле, эмоциям, мотивации и, прежде всего выдержке. Все упражнения   усваивались постепенно.Особое значение придавали развитию у детей способности к самоконтролю. Поскольку речь играет главную роль в регулировании поведения чело­века, то особенно настойчиво старались вырабатывать у детей адекватную реакцию на замечания. В развитии  высших психических функций большое значение имеют стремления, склонности, интересы, духовные ценности, привычки. Поэтому использовали  различные игры, а также производительный труд; важно при­учать детей к дисциплине, твердому распорядку дня.

После проведенной коррекционной работы мы провели контрольный эксперимент, в котором были получены результаты исследования экспериментальной группы в сравнении с результатами детей из контрольной группы, с которыми коррекционная работа не проводилась.  В контрольном эксперименте была использована методика заучивания 10 слов. Начало формирующего эксперимента было начато в середине октября 2017 года, окончено в конце декабря 2017года.

Коррекционная работа включала различные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. В результате нами была получена положительная динамика познавательной деятельности.

Анализ полученных данных позволил сделать заключение о том, что интенсивное развитие детей в экспериментальной группе обусловил резкий подъем развития высших психических функций в указанной группе по сравнению сконтрольной. Ядром развития познавательных функций явились психологические приемы  совершенствования памяти, внимания, мышления.  Более эффективному развитию познавательных функций способствует также тот факт, что коррекционная работа проводилась в игровой форме.

В итоге, в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:

  1. Познавательная деятельность детей с трудностями в обучении зависит от уровня развития высших психических функций.
  2. Снижение показателей познавательной деятельности у детей с проблемами в обучении выражено больше, чем у их нормально развивающихся сверстников.
  3. Оптимизации познавательной деятельности детей способствует коррекционно- развивающая работа в форме игровых занятий с использованием психологических приемов на  совершенствования высших психических функций (памяти, внимания, мышления.)
  4. Андрей. Стал более усидчивым (был гиперактивным).
  5. С Кешей К. проводится работа в течение учебы в начальных классах. В результате ежедневной работы, стал  наиболее уравновешенным, мало стало капризов, на уроках стал менее раздражительным.
 

Литература

  1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.
  2. Ветлугина Н.А. Творчество и ребёнок.- М., Педагогика, 1972.- 286 с.
  3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1997.- 192 с.
References
  1. BondarenkoA. K., Matusik A. I. Education of children in the game: a Guide for the teacher. - Moscow: Education, 1983. - 192s.
  2. VetluginaN.A. Creativity and child.- M., Pedagogy, 1972.- 286 p.
  3. Simanovsky A. E. Development of creative thinking of children. Yaroslavl, Academy of development, 1997.-192 p.
© Л.И. Атласова, 2018