ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

VOCATIONAL TRAINING OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF INCESSANT PEDAGOGICAL EDUCATION

В новых экономических условиях складывающейся профессиональной подготовки и самообразования, жесткой конкуренции на рынке труда особенно обостряется в настоящее время в рамках создания проблема качества профессиональных подготовительных комплексов, включающих образовательные кадры, непрерывное совершенствование знаний, организации среднего и высшего профессионального умений, навыки трудовой деятельности. Преемственность в педагогическом образовании позволяет бакалавру-педагогу постоянно совершенствовать свою подготовку, обогащать творческий потенциал, удовлетворять растущие духовные запросы, а также обеспечивает адаптацию педагогического работника в постоянно меняющейся образовательной ситуации.

Прогнозирование и развитие профессионально значимых качеств будущего педагога, его духовных потребностей происходит на этапе общеобразовательной подготовки. Именно в период обучения в общеобразовательной школе формируется мотивация выбора профессии, обоснованность выбора, устойчивость профессиональных интересов и намерений. На данном этапе осуществляется профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии, формируются духовные потребности и интересы, общекультурный уровень.

В процессе профессиональной подготовки (вузовский этап) развиваются профессионально значимые качества будущего педагога, формируется адекватная самооценка своих возможностей, направленность интересов на педагогическую специальность, осознание правильности выбора педагогической профессии, отсюда — устойчивость жизненных планов и намерений. На данном этапе непрерывного педагогического образования происходит интенсивное развитие личностных качеств педагога, его способности к самосовершенствованию, развитию общекультурного уровня.

Этап вузовского обучения — это профессиональная подготовка будущего педагога, в процессе которой происходит накопление знаний, умений, формирование профессиональных компетенций, приобретение опыта, формирование педагогической культуры. В ходе профессионального самоопределения формируется позитивная «Я»-концепция будущего педагога. Профессиональную подготовку будущего педагога в условиях вуза целесообразно начинать с пропедевтического этапа, главной целью которого является адаптация первокурсника к условиям вузовского образования, поскольку студент-первокурсник вуза, как правило, на первых порах испытывает определенный стресс. Этот стресс связан с новыми формами обучения, большим объемом информации, который необходимо успевать усваивать, характером взаимоотношений преподавателей и студентов, присущим для высших учебных заведений, усилением роли самостоятельной работы студента. Как показывает практика, бакалавры-первокурсники, которые неплохо учились в школе, оказавшись на первом курсе высшего учебного заведения, нередко испытывают трудности организационного характера.

Профессиональная деятельность требует от педагога не только достаточного уровня теоретико-практической подготовки. Как показывают исследования педагогов и психологов, школьники предпочитают учителя с определившимися духовными ценностями и моральными нормами, четкой нравственной позицией, поскольку учащиеся должны быть уверены в нравственных позициях своего учителя, его умении принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в учителе свою моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться и которому нужно следовать.

На этапе профессионально-педагогической деятельности совершенствуется практическая и творческая деятельность педагога, углубляется содержание профессиональной подготовки, происходит осознание собственной «Я»-концепции, усиливается стремление к целенаправленному повышению уровня общей и профессиональной культуры, развиваются творческие компетентности, расширяются профессиональные возможности школы, внедряются достижения в соответствии с идеалами духовной и нравственной педагогической науки в ходе тесного сотрудничества культуры, профессиональной самореализации. школы и педвуза.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что непрерывное педагогическое образование в рамках тесного взаимодействия школы выступает не только средством, но и целью вуза, создаются благоприятные условия для профессионального самосовершенствования личности педагога. На основании чего мы приходим к выводу, что необходимо включить в активную творческую деятельность именно непрерывное педагогическое образование по общекультурному и профессиональному совершенствованию педагога для развития самообразовательной деятельности по формированию педагога-бакалавра.

 

Литература

  1. Алдошина М.И. Компетентность и профессиональная культура в университетском образовании//Педагогический журнал Башкортостана. 2015. №4 (59). С. 20-25.
  2. Ащепков В.Т. Адаптация как педагогический и социальный феномен: синергетический подход // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1. М., 2000. С.55-59.
  3. Быковская Т.Е. Инновационные технологии как фактор повышения профессиональных качеств будущих специалистов // Социальная политика и социология: Междисциплинарный научно-практический журнал. М: РГСУ, 2012. № 8 (86). С. 42-48.
  4. Илларионов С.В. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-бакалавров//Становление и развитие социальной педагогики: методология, теория, практика. М.: Изд-во РГСУ, 2014. С. 161-164.
  5. Илларионов С.В., Илларионова Л.П. Плюсы и минусы обучения с применением дистанционных образовательных технологий// М.: Региональная общественная организация «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы».2015. №2.
References
  1. Aldoshina M.I. Competence and professional culture in university education // Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2015. №4 (59). Pp. 20-25.
  2. Ashchepkov V.T. Adaptation as a pedagogical and social phenomenon: a synergistic approach // Value priorities of general and vocational education: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Part 1 M., 2000.P.55-59.
  3. Bykovskaya T.E. Innovative technologies as a factor in improving the professional qualities of future specialists // Social Policy and Sociology: Interdisciplinary Scientific Practical Journal. M: RSSU, 2012. No.8 (86).Pp.42-48.
  4. Illarionov S.V. Organization of independent cognitive activity of bachelor students // Formation and development of social pedagogy: methodology, theory, practice. M .: Izd-vo RGSU, 2014. P. 161-164.
  5. Illarionov S.V., Illarionov L.P. Pros and cons of learning with the use of distance learning technologies // M .: Regional public organization "Center for innovative technologies and social expertise" .2015. №2.
© С.В. Атласов, 2018