ИЗ ОПЫТА ОФОРМЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

FROM EXPERIENCE DESIGN PORTFOLIO OF TEACHER

Назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты в деятельности учителя для оценки его профессиональной компетенции. Очень важным для учителя является доказательная составляющая портфолио. При подготовке портфолио можно прочитать и воспользоваться советами с работ Захарченко Е.Ю.[1], Копыловой С.А.[2], Макаровой Т.Н. и Макарова В.А.[3], а также Михайловский О.С.[4]. Они и другие придерживаются мнения, что портфолио учителя – это яркое отражение его индивидуального стиля работы, его уникальности и таланта. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Среди современных учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность.

Предлагаем в пример собственное портфолио, которое состоит из отдельных разделов, оформленных согласно критериям существующим при аттестации педагогических работников управлением образования городского округа г.Якутск.

Нужно обратить пристальное внимание на раздел посвящен представлению собственного инновационного педагогического опыта учителя.  При заполнении этой части портфолио мною прописано, что главная задача учителя сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. И раскрываются секреты применения новых инновационных технологий и методов и приемов в обучении.

Весьма информативен раздел о системе и технологии подготовки обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ, а также о результатах сдачи ЕГЭ и ОГЭ. В этом разделе можно раскрыть действия учителя по подготовке учащихся к качественной сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Например, в портфолио можно включить таблицу со сведениями о методическом и организационном обеспечении подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию (таб.1). Таблица помогает увидеть работу учителя за учебный год. Заполнение таких таблиц способствует тому, что учителя видят ход своей деятельности и могут учитывать их на перспективу. Социальные партнеры, в лице родителей учащихся могут понять и оценить работу учителя увидев таблицу в портфолио.

Таблица 1.

Методическое и организационное обеспечение подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию

Август Поэлементный анализ ЕГЭ за прошлый год,  разработка рекомендаций
Сентябрь

 

Подготовка справочных, информационных  и учебно-тренировочных материалов,

Утверждение графика диагностических работ

Корректировка планирования учебного материала с учетом графика диагностических работ по предмету.

Октябрь Утверждение расписания    консультаций.

 

Ноябрь Диагностика. Промежуточные результаты учащихся.

Разработка индивидуальной траектории подготовки учащихся к ЕГЭ, ОГЭ

Зачет по кодификатору «Человек и общество» и «Экономика»

Декабрь Мониторинг результатов диагностических работ.

Мониторинг уровня подготовки учащихся к ЕГЭ, ОГЭ по сферам  курса.

Январь Корректировка планирования учебного материала с учетом результатов диагностических работ по предмету.

Зачет по кодификатору «Социальные отношения», «Политика»

Февраль Мониторинг результатов диагностических работ
Март Зачет по кодификатору «Право»
Апрель Мониторинг результатов диагностических работ.
Май Мониторинг уровня подготовки учащихся к ЕГЭ (ОГЭ) по сферам курса.
 

Работающему в современной школе учителю не составит труда заполнить раздел о владении современными образовательными (в т.ч. ИКТ) технологиями, эффективном применении их в практической и профессиональной деятельности. Нужно вспомнить, что учителя города использует АИС СГО «Сетевой город», электронную почту.  Всевладеютпакетом MS Office (Excel, PowerPoint, Word, Publisher), графическиередакторы (CorelDRAW). Популярно среди учителей проводить диагностические работы в информационном портале – система «СтатГрад», «Решу ЕГЭ». В последние годы учителя стали активно публиковать свои методические разработки в интернет ресурсах. Многие учителя участвуют в различныхвебинарах.

В целом качественное оформление портфолио учителя зависит от него самого. Портфолио рассматривается как презентация индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.  Ведь, при составлении портфолио используются анализ, самоанализ, развиваются творческие способности учителя.

 

Литература

  1. Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя//Практика административной работы. – 2006. №8. C.29-31.
  2. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога// Практика административной работы. – 2006. №8.C.31-33.
  3. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3. 2005. С.56-62.
  4. Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений//Образование в современной школе. 2006. №9.С.19-23.
References
  1. Zakharchenko E. Structure of the teacher's portfolio// Practice of administrative work. – 2006. №8. p. 29-31.
  2. Kopylova S. A. Portfolio as a means of monitoring the professional development of the teacher // Practice of administrative work. –2006.№8.p.31-33.
  3. Makarova T. N., Presentation of the portfolio as an alternative form of certification of teachers. // Deputy Director of the school for educational work. - №3, 2005. p. 56-62
  4. Mikhailovsky O. S. Teacher's Portfolio. Generalization and systematization of pedagogical achievements // Education in modern school. 2006. №9.p. 19-23
© Л.В. Васильева, 2018