ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

ETNOPEDAGOGICAL APPROACH TO TRAINING TEACHERS TECHNOLOGY

В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс социализации личности, гуманизации общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.

Национально-региональный стандарт дает учебным заведениям возможность определять содержание школьного компонента и тем самым выразить их специфику и направленность, связь с историей народа.

Культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Изучение этого опыта и использование достижений современной педагогической науки может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей.

Возрождение сельской школы немыслимо без обращения к народным промыслам, к народному декоративно-прикладному искусству, к трудовым традициям [3].

Этнопедагогический подход, на наш взгляд,  является важным компонентом профессионального педагогического образования и профессиональной компетентности. Каждому педагогу важно быть готовым к решению педагогических задач с учетом полиэтнического состава обучающихся. Формирование умений решать педагогические задачи взаимодействия с детьми разных национальностей – процесс освоения специальной сферы общественного опыта, в результате которого происходит обретение этнопедагогической компетентности [1].

В связи с этим, перед профессиональными организациями, готовящими будущих педагогов стоит задача – применить этнопедагогический подход в подготовке учителей.

Будущий педагог во время обучения должен овладеть различными компетентностями, в том числе и этнопедагогической.  Этнопедагогическая компетентность входит в структуру готовности будущего учителя технологии к работе в полиэтнической образовательной среде. Структура готовности учителя может быть представлена единством трех компонентов: ценностным – убеждение в значимости этнопедагогических знаний; деятельностным – выбор приоритета ценностей, форм толерантного взаимодействия в условиях полиэтнического состава обучающихся; рефлексивным – адекватное отношение к себе и другим людям с позиции уважения человека. Каждый компонент готовности будущего учителя к работе в условиях полиэтнической образовательной среды находится во взаимосвязи с двумя другими, выполняя при этом свою функцию [1].

На кафедре технологии Педагогического института СВФУ при изучении таких дисциплин как: «Декоративно-прикладное творчество», «Художественная обработка материалов», «Основы производства», «Национальное шитье», «Основы шитья», «Основы рукоделия», «Технология обработки материалов», «Столярное дело», «Слесарное дело», «Дизайн одежды», «Техническое творчество учащихся», «Моделирование и конструирование» применяется   этнопедагогический подход. При изучении этих дисциплин студенты знакомятся с основами уникального разнообразия народных промыслов России, таких как Хохломская, Майданская, Городецкая роспись, Чкаловское кружевоплетение и другие. Наряду с ними изучаются и промыслы народов Крайнего Севера и Якутии. Все полученные знания  применяются  при прохождении педагогических практик [1].

Как известно, формами и видами практической деятельности этнической направленности являются: резьба по дереву, бересте и кости, выжигание, тиснение, роспись, художественная чеканка, декоративное ткачество,  бисероплетение, вязание,  макраме, художественная вышивка, изготовление игрушек, художественно-прикладные работы с кожей,  камнем, глиной, берестой  и другими природными материалами.

Педагоги считают, что рациональное использование различных форм и видов практической деятельности в технологической подготовке студентов для изготовления изделий с учетом народных традиций способствует развитию творческих возможностей.

Важно так же и, то, что работа с природными материалами, такими как береста, способствует формированию у студентов бережного отношения к окружающей среде, умение экономно использовать эти  материалы.

Для пропаганды изготовления и применения изделий народных промыслов студенты принимают активное участие в различных смотрах, конкурсах и выставках.

Таким образом, все приобретенные теоретические  знания и  практические навыки, направленные на пропаганду декоративно-прикладного искусства народов, активно используются студентами во время прохождения технологических и учебных педагогических практик в школах, а также непосредственно в работе, после окончания  вуза.

 

Литература

  1. Бортник А.Ф. Этнопедагогический подход к подготовке будущих учителей технологии. Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2012». – Выпуск 3. Том 13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 -99 с.
  2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
  3. Неустроев Н.Д., Акимов В.В., Егоров В.Н. Декоративно-прикладное искусство народов Севера в трудовом воспитании школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 136 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика – Мн.: Университетское, 2002. – 560 с.
References
  1. Bortnik A.F. Ethnopedagogical approach to the training of future technology teachers. Collection of scientific papers SWorld. Proceedings of the international scientific-practical conference "Scientific research and their practical application. Current state and development paths of 2012 ”. - Issue 3. Volume 13. - Odessa: KUPRIENKO, 2012–99 p.
  2. Kruglikov GI Methods of teaching technology workshops - 3rd ed., Sr. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2007. - 480.
  3. 3. Neustroev N. D., Akimov V.V., Egorov V.N. Decorative and applied art of the peoples of the North in the labor education of schoolchildren. - M .: Publishing Center "Academy", 2001. - 136 p.
  4. Kharlamov IF Pedagogy - Mn.: University, 2002. - 560 p.
© А.Ф. Бортник, А.П. Соловьева, 2018