ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ РОДНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

FORMATION OF SKILLS TO POSE QUESTIONS IN REGARD TO LITERARY WORKS AT THE LESSONS OF NATIVE LITERATURE

Российский психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом» [3, с. 92]. Автор считает, что «хороший вопрос» – это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. По мнению автора имеются функции вопросов:
  • получение новой информации, уточнение имеющейся,
  • перевод разговора на другую тему,
  • подсказка ответа,
  • демонстрация своего мнения, оценки, позиции;
  • настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад.
Умение задавать вопросы, являются одним из видов коммуникативных УУД. К коммуникативным УУД относятся такие действия как умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения и т.д. В этой связи умение задавать вопросы помогает ребенку научиться отвечать на вопросы других вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения.

Литературное чтение на языке саха – один из основных предметов в начальной школе, объединяющий два приоритетных направления в обучении младших школьников как изучение литературных произведений и развитие речи на родном языке, также оно способствует развитию познавательных, интеллектуальных, художественно – эстетических способностей, формированию читательской компетенции и базовых национальных ценностей через приобщение детей к лучшим художественным произведениям. При разработке заданий на уроках литературного чтения на языке саха в 3 классе нами была поставлена гипотеза-учет содержания этапов и примеры формирования умения ставить вопросы к произведению.

Организация и анализ опытно-практической работы по формированию умения ставить вопрос к произведению на уроках литературного чтения в 3 классе осуществлялась на базе муниципального образовательного бюджетного учреждения «Балыктахская средняя общеобразовательная школа» Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) с 20 февраля по 18 марта 2017 года.

В эксперименте участвовали 9 учащихся 3 класса данной школы и учительница начальных классов высшей квалификационной категории Рожина Альбина Дмитриевна.

Учебный процесс по родному литературному чтению организуется на основе Рабочей программы, учебника «Кустук».

Опытно – практическая работа предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования.

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить уровень сформированности УУД на уроках родного чтения у учащихся 3 класса при помощи заданий.
  2. Анализировать работы учащихся, скорректировать задания и используемые приемы постановки вопроса.
  3. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов пробного обучения -уровни сформированности постановки вопроса у учащихся 3 класса.
На констатирующем этапе с целью выявления уровня сформированности умения ставить вопрос учащимся были предложены задания по произведению Н. Габышева - «Бүөккэкиһиргэс дуо?» («Петька хвастун?») на якутском языке и, по итогам констатирующего этапа эксперимента1 ученик (12%) показал высокий, четверо респондентов (44%) показали средний и еще у четверых (44%) низкий уровни сформированности умения ставить вопрос.

На формирующем этапе разработали задания: в подготовительном этапе: 1. Восстановление в вопросе пропущенных слов по произведению Н. Носова «Сыырга»: Сорудах: Ыйытыыга көппүт тыллары туруоруҥ, оҕолортон ыйытын. Холобур,  Оҕолор ... иһигэр тугу оҥорбуттарый? (олбуор)

  1. Восстановление деформированного вопроса к рассказу И.Алексеева «Түүл». Сорудах: Бэриллибит тыллары холбоон ыйытыыта оҥоруҥ, оҕолортон ыйытын Холобур, Костя түүл түүн тугу (Костя тугу түһээбитий?)
3.Исправление ошибок в вопросах. Амма Аччыгыйа «Хабырыыс тоҕо куотта?». Сорудах: Ыйытыылары өйдөөн ааҕыҥ, алҕаһы булан көннөрүҥ оҕолортон ыйытыҥ. Холобур, Хабырыыс убайа хайдах уус эбитий? (эһэтэ).

4.Восстановление последовательности слов вопросов. Амма Аччыгыйа  «Коля тоҕо барда?». Сорудах: Бэриллибит тыллары  сааһылаан ыйытыыта онор, холобур, Олороллоруй дьоно Коля кимнээҕи ыаллаһан кытта? (Коля дьоно кимнээҕи кытта ыаллаһан олороллоруй?) и т.д.

В этапе знакомства - выбор вопросов, соответствующих тексту, выбор вопросов, соответствующих конкретной части текста, выбор проблемных вопросов к тексту, выбор вопросов для коллективной работы;

В этапе формулирования учащимися вопросов - постановка вопроса к указанному отрывку произведения, составление вопроса по указанным части ответа, по опорным словам, с помощью заготовки, постановка вопросов с определенным вопросительным словом, составление вопросов к тексту до его прочтения.

На контрольном этапе эксперимента проверяли эффективность применения приемов постановки вопроса по формированию умения ставить вопрос к произведениюна уроках родного литературного чтения. Материалом для контрольного этапа послужил текст И.Г. Иванов - Нуолур «Саллаат о5ото Чооруона. Үс муннук сурук» (Чооруона - сын солдата. Треугольное письмо) на якутском языке.

На контрольном этапе высокий уровень сформированности УУД показали 2 ученика (23%), средний у 4 респондентов (43%) и низкий наблюдается у троих (33%). Следует отметить, что при повторной диагностике сформированности УУД у двоих учащихся наблюдается хорошая динамика – на контрольном этапе, они перешли на высокий уровень. На 12% увеличилось количество детей с высоким и на 11% со средним уровнем сформированности   УУД.

Резюмируя вышеизложенное, формирование умения ставить вопрос к произведению у младших школьников повышает уровень сформированности УУД, а также вызывает интерес у учащихся к художественному произведению и уроку.

 

Литература

  1. Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб. 1999, с. 92-93
Eferences
  1. Snetkov V.M. Psychology of communication in organizations (textbook). SPb. 1999, p. 92-93