Особенности налогового регулирования в инновационной деятельности организаций

Features of tax regulation in innovative activity of organizations

УДК 338.1

Для развития инновационной деятельности в стране государство оказывает различные формы стимулирования и поддержки участникам инновационной деятельности, среди которых особое внимание уделяется налоговой политике.

Налоговая политика государства представляет собой совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания в федеральные, региональные и местные бюджеты, закрепленная законодательством страны [3].

Налоговая политика РФ направлена на обеспечение таких налоговых условий, которые создавали бы благоприятную среду для развития инновационной деятельности в стране [2].  Данная постановка задачи находит свое отражение в распоряжении Правительства РФ от 11.11.2008 №1662-р (ред. от 10.02.2017). Кроме того, необходимо отметить, что налоговые механизмы государства обеспечивают высокую эффективность стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования.

Ключевыми инструментами налогового регулирования инновационной деятельности выступают налоговые ставки и льготы [4, с. 104].

К сожалению, до сегодняшнего момента все еще не дано четкое определение понятия «налоговая льгота», которая могла бы отразить общее понимание и содержание налоговых льгот.

Законодательное закрепление понятия «налоговая льгота» находит отражение в Налоговом Кодексе РФ, где указывается, что «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [1]. Данное определение, по мнению Косова Михаила Евгеньевича, неконкретна, поэтому для понимания необходимо использовать два подхода – формального (законодательно закрепленного) и содержательного.

С точки зрения формального подхода, к налоговым льготам относятся только те, которые выделены в Налоговом Кодексе РФ как факультативный элемент налогообложения. При этом необходимо подчеркнуть, что во второй части налогового законодательства, где определяются порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, понятие «налоговая льгота» исчезает. В виде отдельного элемента льготы выделяются только в государственной пошлине, налогах на имущество юридических и физических лиц и земельном налоге.

С точки зрения содержательного подхода, налоговые льготы представляются как налоговые преимущества, к которым можно отнести сниженные налоговые ставки, налоговые вычеты, освобождение от обязанностей налогоплательщика, льготные режимы налогообложения и другие преимущества.

Как видно, содержательный подход более широко раскрывает сущность налоговых льгот, соответствует их фактическому проявлению и целесообразен с позиций оценки потерь налоговых поступлений от их существования [4, с. 107].

Как отмечают авторы в своих исследованиях по налогообложению в инновационной сфере, с точки зрения содержательного подхода к определению понятия «налоговая льгота»,  как инструмент  налогового регулирования носит в себе положительные черты для стимулирования инновационной деятельности, которые выражаются в следующем.

Во-первых, налоговые льготы не требуют финансирования из бюджетных средств, которые создаются в виде специальных фондов.

Во-вторых, косвенное регулирование в инновационной деятельности позволяет хозяйствующим субъектам самостоятельно выбирать проекты для финансирования, а научно-исследовательские гранты и субсидии предназначены только для определенных исследовательских программ.

В-третьих, дают возможность использовать всем исполнителям научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работы.

В-четвертых, нейтральны по отношению к отраслям промышленности , субъектам РФ и хозяйствующим субъектам.

Существующие налоговые льготы в Российской Федерации можно квалифицировать следующим образом в зависимости от формы представления (см. табл. 1) [4, с. 109].

Таблица 1 – Классификация налоговых льгот в Российской Федерации для развития малого инновационного предпринимательства

Вид Механизм воздействия Формы предоставления
Комплексные налоговые стимулы Специальные режимы налогообложения, вводимые по территориально-отраслевому признаку Налоговый режим ОЭЗ технико-внедренческого типа
Налоговый режим ОЭЗ промышленно-производственного типа
Налоговый режим ИЦ «Сколково»
Специальные налоговые режимы для малого бизнеса Упрощенная система налогообложения
Элементные налоговые стимулы Определение состава налогоплательщиков Освобождение государственных научных центров от налога на имущество организаций
Инструменты, связанные с объектом налогообложения Освобождение от налогообложения НДС операций по выполнению организациями НИОКР
Освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ
Освобождение от налога на имущество организаций в отношении вновь, вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность
Инструменты, связанные с расчетом налоговой базы Освобождение от налогообложения средств целевого финансирования, грантов
Амортизационная премия
Нелинейный метод начисления амортизации
Повышение коэффициента к норме амортизации
Льготный порядок учета расходов на НИОКР
Принципы установления и размеров налоговых ставок Налоговые ставки унифицированы вне зависимости от размеров предприятий, осуществляющих инновационную деятельность
Изменение срока уплаты налога Инвестиционный налоговый кредит

Как отмечает Косов Михаил Евгеньевич, данные представленные налоговые льготы в России на практике в чистом виде встречаются редко, чаще их использование носит комплексный характер. При этом учитываются взаимодействия налоговых льгот друг с другом для того, чтобы влияние одного из них не ослабило либо не усилило эффект от остальных. Необходимо отметить, что лишь продуманное и умелое использование налоговых льгот хозяйствующими субъектами могут дать эффект от инновационной деятельности.

Таким образом, налоговое регулирование выступает одним из основных регуляторов стимула к инновационной деятельности, которое осуществляется посредством предоставления налоговых льгот хозяйствующим субъектам, занимающихся инновационной деятельностью.

Литература

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru
  3. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / https://ru.wikipedia.org
  4. Косов М.Е. Налоговое регулирование инновационной деятельности: монография / М.Е. Косов, Э.В. Ягудина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 214 с. - (Серия «Magister»).

References

  1. Tax Code of the Russian Federation [Electronic resource] / http://www.consultant.ru
  2. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [Electronic resource] / http://www.consultant.ru
  3. Wikipedia-free encyclopedia [Electronic resource] / https://ru.wikipedia.org
  4. Kosov M. E. tax regulation of innovation: monograph / M. E. Kosov, E. V. yagudina. - Moscow: UNITY-DANA, 2013. - 214 p. - (Series "Magister").