Работа с одаренными детьми в МБУ ДО «ЦТР и ГОШ»

«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал.

Одаренные дети – кто же они такие? Как распознать одаренный ребенок или нет. Это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами и т.д.

Каждый ребенок одарен по своему. Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» Олекминского района представляет каждому ребенку самостоятельность выбора образовательной области, профиля программ, с учетом индивидуальных способностей и наклонностей каждого ребенка.  Одним из главных направлений деятельности Центра является углубленная работа с одаренными детьми.  Создание  условий  для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы «ЦТР и ГОШ». Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации этого направления работы.

Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми; выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём; формирование банка данных; разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся.

Для проектирования образовательной микросреды необходимо взаимосвязанное проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического.

Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально - личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. В «ЦТР и ГОШ»  выделяют следующие формы обучения одаренных детей:

  • Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области.
Это образовательные программы  естественнонаучной направленности, которые представлены следующими дисциплинами: «Школа юного исследователя», «Я – исследователь», «Основы проектной деятельности», «Олекмоведение», «Твоя вселенная», «Повторяем биологию», «Школьный экологический мониторинг», «Повторяем химию», «Животный мир. Олекмоведение». Научно-техническое направление включает дисциплины:

«Робототехника», «Интеллектуальные витаминки», «Основы робототехники. Первороботы», «Скрэтч программирование». Социально-педагогическое направление включает дисциплины: «Разговорный английский», «Ni hao, Китай!».

  • Работа по исследовательским и творческим проектам:
Региональная конференция «Шаг в будущее»; Муниципальный этап Республиканского конкурса «Будущий Дипломат»; Республиканский и Районный этап всероссийского конкурса «Я исследователь» для детей младшего школьного возраста; Районный конкурс исследовательских и творческих проектов «Я исследователь» для детей старшего дошкольного возраста; Международные проекты IEARN
  • Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории:
Районная Квест игра «В поисках Спектрографа»; Международные проекты IEARN; Межрегиональный эколого – просветительный проект «Письма животным»; Всемирные Дни наблюдения за птицами; Школа юного исследователя».
  • Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Муниципальный этап соревнований JuniorSkills; Робототехнический фестиваль «Робофест »; Дистанционные олимпиады и конкурсы; Районный творческий конкурс «Человек и космос»;  Республиканский кокнурс посвященный Дню подснежника; Республиканский экологический марафон «100 заповедных миль»; Турнир им М.В Ломоносова; Районная Робототехническая олимпиада; Районный Робототехнический форум «ИкаРенок».

Ожидаемые конечные результаты при реализации направления работы с одаренными детьми

  • увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся;
  • повышение качества образования и воспитания учащихся в целом;
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми;
  • создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности.
 

Список литературы

  1. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”. – 2001, № 4. – с.39-45
  2. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // “Завуч”.– 2000, № 1. – с.107-116
  3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
  4. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”. – 2001, № 24. – с. 37-39.
  5. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.  – с. 576.
  6. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // “Завуч”. – 2000, № 6. – с. 132-137.