ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждёт её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций -страха, печали, стыда и чувства вины.

Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.

Зигмунд Фрейд выделял три основных вида тревожности: 1) Реальный страх - тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире. 2) Невротическая тревожность - тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью. 3) Моральная тревожность - так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать практически в любой сфере жизнедеятельности человека. В связи с этим, некоторые исследователи пытаются привести причины возникновения тревожности в определённую систему. Например, А.М. Прихожан [3] выделяет внешние и внутренние причины, рассматривая среди них неблагоприятный эмоциональный опыт детей, особенности семейного воспитания, межличностных взаимоотношений в школе, школьную неуспешность, посттравматический стресс, внутриличностные конфликты.

Еще одна важная причина повышения тревожности младших школьников недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, который наблюдается у многих детей и в определенном смысле является закономерным. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает медлительностью и тупоумием, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способности детей более или менее уравняются - если они не утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к учебе и школе.

Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Главным источником тревог для младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы [4].

Не всегда последствия тревоги губительны. Беззаботная жизнь скучна и быстро надоедает; жизнь без волнений не приводит к желаемым результатам, в спокойном и размеренном существовании нет ничего привлекательного. Умеренная тревожность (не ярко выраженная) стимулирует людей и делает жизнь интереснее. И хорошо, если человеку удается контролировать стимулы, порождающие тревогу. Возможно, именно поэтому некоторые люди, не жалея времени, выстаивают длинные очереди на фильмы ужасов или посещают парковые аттракционы типа «американских горок».

Таким образом, в психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожность, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

С целью выявления тревожного ребёнка выбран  опросник Лаврентьева Г.П. и Титаренко Т.М. «Тревожность». Опросник выявляет уровень детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребёнка и воспитателей, а также позволяет изучить уровень тревожности и беспокойства у детей младшего школьного возраста. Процедура проведения данного опросника заключается в наблюдении в группе за детьми во время непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной  деятельности. Опросник включает в себя 20 вопросов. Способ фиксации осуществляется следующим образом, заполняется  бланк протокола, при наличии соответствующего признака ставиться «+». Далее суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности: высокая тревожность - 15-20 баллов; средняя - 7-14 баллов; низкая - 1-6 баллов.

В опроснике приняли участие всего 20 учащихся 3 класса Вилюйской МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского.

Результаты исследования. Апробировав результаты нашего исследования, было получено следующее распределение показателей по всей выборке в процентном соотношении (таб.1):

Таблица 1

Показатели уровней тревожности

Рис. 1. Показатели уровней тревожности

В результате проведённого исследования, мы пришли к выводу, что в 3 классе МБОУ ВСОШ №2 им. Г.С. Донского среди 20 учащихся у 15 – низкая тревожность, у 3- средняя и у 2 – высокая степень тревожности.

Таким образом, мы можем утверждать, что в данном классе у большинства детей – низкая степень тревожности, что является хорошим показателем. Как правило, такие дети открыто сообщают о своих проблемах, не скрывают их от родителей и педагогов.

В заключении, следует отметить, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи, от чего ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям и ожиданиям родителей.

 

Список использованной литературы:

  1. Матвеева Е.А., Неустроева Е.Н. Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекции // Научный электронный журнал Меридиан, 2017. - № 4 (7). - С. 179-182.
  2. Тревожность: Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой // Клиническая психология. – М.: ПЕР СЭ, 2007. - 416 с.
  3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
  4. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
© А.А. Шипкова, С.Н. Шадрина, 2018