ДИАГНОСТИКА ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В последнее время вовлеченность студентов в образовательный процесс становится все более востребованной задачей в институтах и университетах. Видимо, интерес к этой проблеме обусловлен высокой конкуренцией между образовательными учреждениями, их стремлением устранить проблемы с успеваемостью и снизить процент неуспевающих студентов.

Вовлеченность в учебную деятельность является неотъемлемым состоянием, которое мотивирует студентов, снижает неуспеваемость и улучшает состояние их психологическое комфорта [1].

Чтобы проверить вовлеченность студентов в учебную деятельность, было проведено исследование первокурсников посредством «Теста жизнедеятельности» американского психолога Сальваторе Мадди. Тест жизнестойкости представляет собой русскоязычную адаптацию англоязычного опросника Hardiness Survey.  Тест направлен на диагностику психологических факторов  успешного совладения со стрессом, а также снижения и предупреждения внутреннего напряжения в стрессовой ситуации.

В исследовании участвовало 45 студентов из разных образовательных учреждений РС(Я).  По итогам  тестирования выяснилось, что у 70% низкая, 25%-средняя, 5%- высокая вовлеченность в учебную деятельность. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица  1

Диагностика вовлеченности

Учебное заведение Кол-

во

Высокая Кол-во Средняя Кол-во Низкая
Якутский медицинский колледж 7 23,5% 9 35,5% 10 41%
Северо-Восточный федеральный университет 1 9,5% 2 34% 5 56,5%
Якутский индустриальный педагогический колледж 2 5,6% 6 48% 5 46.4%
Якутский колледж инновационных технологий 2 8% 6 58% 3 34%
 

Студенты с высокой вовлеченностью в учебную деятельность более продуктивны, мотивированы и готовы приложить максимум усилий на достижении успехов.

Средняя вовлеченность свидетельствует о том, что студент готов приложить столько усилий, сколько от него требуется.

Низкая вовлеченность в учебной деятельности у студентов может быть обусловлена большой нагрузкой, нехваткой времени на восстановлении сил и усталостью.

Таким образом, формирование вовлеченности в учебную деятельность у студентов может стать решением многих проблем, таких как успеваемость, посещаемость занятий и лекций, эмоциональное присутствие на занятиях, удовлетворение от учебы, успешная сдача экзаменов. Вовлеченность студентов первого курса представляет перспективную область для исследований, поскольку вовлеченность может стать необходимым условием для их успешной деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. - М.: Смысл, 2006.
  2. Neustroev N.D., Kozhurova A.A., Pavlova E.P., Neustroeva E.N., Shadrina S.N., Borisova L.P. Qualitative characteristics of life values of student – age youth (as exemplifield by the republic of Sakha (Yakutia)) // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9.№ 11. С. 89426.
© Ж.И. Харайданова, 2018