ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМООБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КСО

Одной из технологий, позволяющей стать обучающемуся субъектом процесса обучения и плодотворно развивать самостоятельность и коммуникативные умения, является технология коллективного взаимообучения или коллективный способ обучения.

На ос­нове исследований ученых мы пришли к выводу о том, что меха­низмом реализации ФГОС общего образования может стать педагогическая технология коллективный способ обучения - КСО или демократическая система обучения по способностям - ДЕМСОС, автором и разработчиком которой является академик В.К. Дьяченко [2,3].

Практика работы экспериментальных школ Республики Саха (Якутия) и отдельных учителей показала, что технология КСО-ДЕМСОС предполагает максимальную направленность всех педагогических механизмов на достижение высоких учебно-воспитательных результатов при обычных физических и временных затратах, кроме того, технология дает широкие возможности для интеллектуального развития школьников и профессионального совершенствования учителя в процессе учебного взаимодействия.

На формирующем этапе экспериментального исследования мы разработали блочно-тематический план коллективного учебного занятия по русскому языку во 2 классе в МБОУ СОШ №17, комплекс уроков по технологии коллективного способа обучения. План был составлен по учебно-методическому комплексу «Перспектива».   *

Цель разработанного комплекса уроков – развивать у младших              школьников индивидуально-психологические качества личности, повышение уровня знаний, умений и навыков социально-коммуникативной                        деятельности, культуры поведения, умения быстро ориентироваться в         знакомой и незнакомой ситуации, желания вступить в                                          социально-коммуникативную деятельность и т.д.

К универсальным учебным действиям относятся личностные, регу­лятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотрим, как можно сформировать у учащихся универсальные учебные действия на примере использования некоторых ме­тодик коллективного способа обучения:

  1. Познавательные включают общеучебные, логические, знаково- символические. Опыт показы­вает, что достижению этой цели способствует применение «Методики Ривина» коллективного способа обучения В.К. Дьяченко. При использовании методики А.Г. Ривина учащиеся по два раза прочитывают каждый абзац и пересказывают все содержание, объединяя абзацы. Таким образом, дети учатся понимать содержание прочитанного, выделять главное и работать с текстом. У них формируются навыки беглого, осознанного, выразительного чтения и связной речи. Дети приобщаются к работе с книгой и другими источниками знаний. У них обогащается и активизируется речь, развивается умение выражать мысли, формируется навык для самостоятельного чтения книг.
  2. Коммуникативные учебные действия. Коммуникативные учебные действия - самый действенный способ обучения, легко усваиваемый учащимися. Учащийся осознанно выпол­няет свои задания и, освоив изучаемый материал, выполняет функции «учителя». В ходе коллективных учебных занятий учащиеся при­обретают очень важный навык - навык общения, который формирует мышление и речевую культуру. Учащиеся, обучавшиеся по технологии взаимообучения, отличаются общительностью, высоким уровнем ком­муникативной способности. Общение, организованное во время взаимо­обучения, становится хорошей школой формирования межличностных отношений, впоследствии переносится учителем, как непрерывная си­стема учебного сотрудничества, обеспечивающая высокое качество об­ученности и воспитанности. Технология взаимообучения, обеспечивая включение каждого школьника в выполнение функции обучающего и обучаемого, воспи­тывающего и воспитываемого, вырабатывает обязательность и граж­данскую ответственность. В ходе такой деятельности каждый учащий­ся выходит в лидеры, что позволит ему в будущем адаптироваться в любом коллективе, стать хорошим конкурентноспособным специали­стом. Обще­ние и совместная деятельность приобщают школьников к культуре, к общечеловеческим ценностям.
  3. Регулятивные учебные действия. Учитель, организуя работу по подсистеме «Вертикаль» коллектив­ного способа обучения, добивается у учащихся выработки навыков планирования и прогнозирования результатов деятельности. В ре­зультате учащиеся овладевают навыком самостоятельного добывания знаний.
  4. Личностные учебные действия. Учащиеся, выполняя функцию учителя, приобретают уверенность в себе. Они также как учителя проявляют в обучении терпение, доброду­шие и завоевывают авторитет.
Применение технологии коллективного способа обучения на уроках русского языка дает возможность учащимся больше беседовать друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, включаться в активную коммуникативную деятельность.

 

Список использованной литературы:

  1. Неустрова А.Н. Дополнительное образование и социализация личности школьников в условиях Севера // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.
  2. Семенова А.Д., Винокурова У.А. Современная этнодидактика: учебное пособие/ А.Д.Семенова, У.А. Винокурова-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. -168 c.
  3. Семенова, А.Д., Ядрихинская, Л.С. Формирование универсальных учебных действий: технологический подход. - Якутск: Изд.дом СВФУ, 2012. – 148 с.
© Н.В. Тумусова, Т.А. Шергина, 2018