ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Развитие современного общества обусловили потребность в усилении гуманистической направленности современного образования. Растущая потребность в специалистах, ориентированных на социокультурное восприятие своей профессиональной роли в общественном развитии, переориентирует цели и задачи образования, обращая внимание на необходимость развития творчески мыслящей личности с выраженной субъектной позицией, адаптированной к изменяющимся условиям социума.

На сегодняшний день в педагогическом образовании наряду с овладением специальных знаний, освоением технологий обучения и воспитания, особое значение уделяется формированию профессионально-педагогической культуры будущего педагога.

Профессионально-педагогическая культура представляет синтез компонентов обеспечивающих личностное и профессиональное развитие педагога, где, одними из важных компонентов выступают социально-профессиональные ценности.

Ценности как регуляторы человеческой жизнедеятельности обусловлены социокультурной спецификой, особенностями жизненного опыта индивида.

По мнению педагога И.Ф. Исаева, в профессиональной деятельности педагога происходит актуализация именно тех социальных и педагогических ценностей, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми. Субъективность педагогических ценностей выступает как индикатор личностно-профессионального развития педагога и определяет уровень сформированности его педагогической культуры как степени реализации идеально ценностного, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее) [3]. В результате нестабильности социальных процессов, изменения уровня общественных притязаний, меняются и переоцениваются и педагогические ценности. Тем не менее, ценности, как относительно устойчивые ориентиры, являются базовой основой жизни педагога и его педагогической деятельности. Овладение педагогом общечеловеческими культурно-педагогическими ценностями определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека.

Особую ценность в условиях модернизации российского общества и ужесточения внешней оппозиции приобретают ценности коллективизма и патриотизма. В работе педагога они приобретают большую значимость, поскольку обусловливают не только пересмотр подхода к построению содержания предметов, но и проведение рефлексии в отношении как собственного поведения, так и формирования ценностей учащихся. От того, какая картина воспринимаемого прошлого и будущего формируется в сознании будущих педагогов зависит жизнь и развитие не только их учащихся, но и всей страны в целом, поскольку ценности закладываемые сегодня, определяют стратегии поведения людей в будущем.

Необходимо признать, что последние 30 лет российская система претерпела ощутимые изменения, обусловленные подписание Болонской декларации [1]. Попытки трансформировать прусскую систему образования, базирующуюся на ценности фундаментальных знаний и прийти к среднему знаменателю с англо-саксонской, ориентированной на прагматичный подход в усвоении информации, также оказали существенное влияние на ценность знания и отношение как учащихся, так и работодателей к понятию качества образования [2].

Таким образом, произошедшие изменения в образовании и обществе постсоветского периода коренным образом повлияли на трансформацию системы ценностей. Но события последних лет после введения Западом санкций и возврата Крыма способствовали некоему охлаждению в эйфорийном движении к ценностям западного общества, что обусловило пересмотр значимости традиционных для российской культуры паттернов и в том числе, ценностей в системе образования в целом, и подготовке педагогов в частности.

 

Список использованной литературы:

  1. Абрамова М.А., Крашенинников В.В., Либерска Х., Фарника М. Трансляция культуры и / или развитие в деятельности: германо-российская и англо-саксонская модели образования //Философия образования. 2015. № 2 (59). С. 37-45.
  2. Абрамова М.А., Крашенинников В.В. Реформа высшего образования: от количества к качеству //Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 44-52.
  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2002.
©А.И. Троцкая, 2018