ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Особое значение в обучении учащихся младших классов приобретает проблема письменной грамотности, поскольку это является необходимым условием освоения устного общения и самостоятельного постижения знаний. Особенно это касается детей с определенными речевыми недостатками, что создает сложности в освоении учебных дисциплин и способствует образованию значительного количества ошибок на письме. (А. Корнев, Р. Левина, Н. Никашина, И. Садовникова, Л. Спирова, В. Тарасун, А. Ястребова и др.) [3, с. 10-16]. В числе причин, приводящих к нарушению освоения учебного материала, является дисграфия.

Цель статьи – применение специальных педагогических приемов для коррекции дисграфических ошибок у младших школьников.

В наше время создан комплекс педагогических приемов, методик, направленных на коррекцию дисграфии. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что коррекционная работа по преодолению дисграфических ошибок письма помогает помочь ребенку с дисграфией поверить в себя, научиться работать и не бояться неудач. Среди педагогических приемов по преодолению дисграфии, которые предлагает М. Безруких, стоит выделить следующие рекомендации: 1) работайте с ребенком спокойно, без упреков, нареканий; 2) не подгоняйте ребенка – пусть работает медленно; 3) старайтесь каждый раз похвалить ребенка; 4) в случае неудачи повторяйте задачи; 5) начиная новое занятие, постоянно возвращайтесь к изученному материалу; 6) не переходите к следующему заданию, пока не повторите предыдущее; 7) усложняйте задачу только тогда, когда успешно выполнены предыдущие; 8) задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть ему под силу, а на начальном этапе – легко достижимыми; сложность задач лучше увеличивать постепенно; 9) не спешите получить результат: успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе [2, с. 109-111].

Л. Парамонова, отмечая роль родителей в преодолении трудностей письма, предлагает: 1) обеспечение положительной эмоциональной настройки: атмосфера во время занятий должна быть доброжелательной, общий тон общения – бодрым; 2) моральная подготовка родителей и ребенка к временному «возвращению назад» с целью ликвидации тех пробелов в знаниях, которые мешают ребенку полноценно усваивать новый материал; 3) целеустремленность занятий: цель занятий должна быть полностью понята как родителям, так и ребенку; 4) обязательная похвала ребенка в достижении им успехов; 5) систематичность работы; 6) последовательность в преодолении ошибок [5, с. 127-135].

Таким образом, анализ научной литературы показал, что применение педагогических приемов коррекции предусматривает необходимость индивидуальную работу педагогов и родителей со школьником и направлены на осознание ребенком своих способностей, веру в собственные возможности. Именно это и является первоочередной задачей в исправлении нарушений письма.

Перспективой дальнейшего исследования является изучение вопроса возникновения дисграфии и поиск эффективных методов коррекции дисграфических ошибок в условиях совместного сотрудничества учителя начальных классов и учителя-логопеда, поскольку проведенная работа не исчерпывает всех аспектов проблемы. Основной задачей учителя и логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.

Практическая часть работы велась с целью выявления дисграфии у детей и выборки методов, которые можно использовать для коррекции данной проблемы в национальной школе. Место проведения исследования – Начальная школа-лаборатория (МОБУ «Якутская городская национальная гимназия») СВФУ.

Прежде чем приступить к работе, ознакомились с видами дисграфии у детей. Для начала нами была проведена диагностика по выявлению дисграфии учащихся по методике Р.И. Лалаевой и Л.В. Винедиктовой. С позиции учителя начальных классов проведена проверка письма и чтения. Логопед провел индивидуальную беседу с каждым учеником и протестировал их.

Задачи исследования: 1. проверить письменную речь; 2. выявить уровни техники чтения; 3. обсудить итоги с логопедом.

При проверке письменной речи был проведен диктант по русскому языку, текст «Зимой в лесу» состоящий из 24 слов (по учебнику авторов В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Далее, идет процесс списывания из печатного текста отрывок из сказки «Проказы старухи-зимы» (К.Д. Ушинский) состоящий из 54 слов. А также, на уроке якутского языка - диктант «Тиин (Белка)» из 30 слов (по пособии диктанта Л.Г. Фоминой и Т.А. Шариной).

Для выявления уровней техники чтения учащихся проверили скорость чтения за 1 минуту по тексту «Бумажный змей» состоящий более 170 слов (Е. Пермяк) и отдельные слова, и слоги.

В результате выявили 13 обучающихся с дисграфией из 26 и составили программу по преодолению данной проблемы:

  1. Работа с ребенком: плановые занятия с индивидуальным подходом (по согласованию с логопедом); дополнительные уроки в игровой форме; ведение дневника-наблюдения, где каждый день записывались улучшения или ухудшения по результатам проведенных работ.
  2. Работа с родителями: организация общего родительского собрания с привлечением логопеда и психолога; показ документальных фильмов по работе с детьми-дисграфиками; проведение индивидуальных консультаций.
В основе дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Поэтому основными задачами обучения являются:

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- развитие языкового анализа и синтеза.

Программа рассчитана на 60 часов. Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные 1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-синтетический метод. А со стороны логопеда проводится специализированная работа по коррекции дисграфии младших школьников, что несомненно облегчает работу учителя и помогает подобрать подходящие ученикам методы работы.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что самый эффективный педагогический прием преодоления дисграфии у младших школьников является совместная, системная и организованная работа с логопедом и с родителями. Должна быть единая достижимая цель для всех субъектов образовательного процесса.

 

Список использованной литературы:

  1. Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под общ. ред. О.Б. Иншаковой. -М.: МСПИ, 2001. - С.7-20.
  2. Безруких М.М. Обучение письму: кн.. для учителя / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.
  3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
  4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 123 с.
  5. Парамонова Л.Г. Упражнение для развития письма / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.
© Ю.И. Соломонова, А.А. Кожурова, 2018