ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЖАНРОВ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

В последнее время все чаще наблюдается обращение педагогов, психологов, воспитателей к вечным ценностям, заложенным в произведениях устного народного творчества, которые К.Д. Ушинский назвал «блестящими попытками русской педагогики» [2, с. 120]. Поскольку они содержат идеи наиболее значимые для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Целью нашего исследования является выявление наиболее эффективных условий  использования жанров фольклора народа саха, выявление условий эффективности этой работы. Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи: 1. Рассмотреть  сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников; 2. Разработать внеурочные занятия, направленные на духовно-нравственное развитие младших школьников с использованием жанров якутского фольклора;3. Экспериментально подтвердить эффективность выявленных методов для формирования  нравственных качеств младших школьников.

Базой исследования является МОБУ Якутская городская национальная гимназия  «Айыы кыЬата» 3 Б класс г. Якутск  В исследовании принимали участие 20  учеников 3 Б  класса. Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали психодиагностические методики, позволяющие определить точность и глубину поставленной проблемы: 1. Методика незаконченных предложений; 2. «Метод ранжирования»; 3. Методика «Размышляем о жизненном опыте» [4, с. 10 ].

Результаты  "Методика незаконченных предложений"  показали, что младшие школьники не испытывали затруднений при объяснении таких понятий, как дружба, зло, добро, любовь. 59% третьеклассников сумели объяснить значение  основных нравственных понятий, 40 % не смогли объяснить эти слова. Они  затруднялись при объяснении таких нравственной категории, как ненависть, открытость, враждебность, совесть, порядочность.

Результаты исследования по методике «Ранжирование понятий» на констатирующем этапе (сентябрь 2016г.)      По итогам исследования на первом месте в ранжировании понятий по личной значимости оказалось  понятие «семья», на втором месте «друзья». Такое понятие, как «здоровье»   по ответам детей заняло предпоследнее место. Дети разместили понятие «Родина» на последнем месте. Категории  «слава, общение и квартира» оказались второстепенными.   По итогам констатирующего этапа нами сделаны следующие выводы: 1. Результаты проведенных тестирований показывают, что существуют достаточно значимые пробелы в духовно-нравственном воспитании младших школьников в изучаемом 3 классе. 2. Исследование показало необходимость проведения формирующей работы  по развитию нравственных качеств. 3. Необходима воспитательная работа с использованием жанров якутского фольклора, которые будут способствовать успешному нравственному развитию младших школьников.

На  формирующем  этапе исследования  нами  разработана и апробирована развивающая программа, направленная на повышение уровня нравственной воспитанности третьеклассников. Данная программа включает в себя проведение внеурочных занятий  с  включением в них пословиц, сказок и скороговорок - чабыргах как интереснейшего и богатейшего источника мудрости народа  саха.

При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи: - определить наиболее оптимальные с точки зрения нормативов возрастного развития методы и приемы к детям младшего школьного возраста; - составить систему внеурочных воспитательных мероприятий;- экспериментально апробировать воздействие разработанной системы  занятий на духовно-нравственное развитие  детей.

Самыми эффективными методами и приёмами в нашей работе оказались: этические беседы на уроках и во внеурочное время; тематические классные часы на этическую тему; проектная и исследовательская работа; письменные размышления на нравственную тему; анализ поступков своих одноклассников, героев сказок, произведений; коллективные просмотры спектаклей, кинофильмов; индивидуальные беседы; диспуты.

При проведении тестовых испытаний на контрольном этапе были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте: «Незаконченные предложения», «Метод ранжирования», «Размышляем о жизненном опыте». [4, с. 10] Выбор этих методик был необходим потому, что нужны были постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития нравственных качеств школьников в классе.

Анализ результатов исследования по методике «Незаконченные предложения» показал, что  84,6 % школьников правильно объяснили нравственные качества человека, 15,4% все еще испытывают трудности.

В ходе проведенной работы учащиеся научились понимать значение нравственных категорий. Третьеклассники верно трактуют смысл понятий, как ненависть, открытость, враждебность, совесть, порядочность, что на первом этапе эксперимента вызывало большие сложности.

Результаты исследования по методике «Ранжирование понятий» учеников  на контрольном этапе (май 2017 г.)  На первых местах в ранжировании понятий по личной значимости остались такие понятия, как «друзья» и  «семья». Понятия «здоровье», «Родина» переместились на  более приоритетные позиции (здоровье с 9-го места на 3-е, Родина - с 9-го на 5-е). В ходе переоценки ценностных ориентаций оказались второстепенными такие понятия как «слава», «богатство», «квартира».

Следует отметить, что на контрольном этапе эксперимента   наблюдается положительная динамика воспитанности учащихся. Таким образом, результаты исследования показали, что изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов, но и формирует навыки духовно-нравственного поведения.

Список использованных источников

  1. Гоголева, М. Т. Методика изучения устного народного творчества в якутской школе: монография / М. Т. Гоголева – Якутск : Бичик, 2008. – 157 с.; 15.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, Радяньская школа, 2007. – 157 с.
  3. Слепцова А.Д. Якутский фольклор в воспитании детей. Методическое пособие. Якутск: Якут.. нац. книж. изд., 1992.- 48 с.
4.Воспитательный процесс: изучение эффективности. / Под редакцией Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128 с.
  1. Сивцев Д.К. Якутский фольклор. Сборник. Новосибирск. - 2-е изд. -1996. - 336 с. на як. языке.