ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения      и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании              с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых                  и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника [1, с. 289].

Несмотря на множество методов формирования мотивации учения младших школьников, используемых нашими педагогами, мотивировать ребенка на учение важно и нужно через домашнее задание.

Многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации [2, с.345]. Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.

При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся [3, с.186].                                                                                      Исходя из вышеуказанных проблем, мы провели исследование процесса формирования учебной мотивации у младших школьников посредством выполнения домашних заданий.

Исследовательская работа по формированию учебной мотивации у младших школьников посредством выполнения домашних заданий проводилась на базе МОБУ «НПСОШ № 2» г. Якутска. В исследовании приняли участие ученики 2 класса.

Для выявления уровня формирования учебной мотивации посредством выполнения домашних задания у младших школьников была поведена стартовая диагностика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (Таблица 1).

Таблица 1

Распределение уровней школьной мотивации у младших школьников на основе задания «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
38% 44% 18%
 

Высокий уровень учебной мотивации показали 38% учащихся, средний –44%, низкий уровень – 18%. После выявления оценки уровня учебной мотивации у учеников 2-х классов нами проведена работа по созданию психолого-педагогических условий для повышения уровня учебной мотивации с помощью выполнения домашних заданий, используя следующие методики:

  1. «Задание массивом»
  2. «Творческое домашнее задание»
  3. «Необычная обычность»
После выполнения данной системы заданий, в классе повторно провели диагностику «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Н основании полученных данных выявили, что 4% учеников имеют низкий уровень, 56% – средний уровень, 50% – высокий уровень. Далее провели сравнительный анализ результатов стартовой и повторной диагностик  (Таблица 2).

Таблица 2

Сравнение результатов диагностик уровней учебной мотивации

Уровни Стартовая диагностика Повторная диагностика
Высокий 38% (13 учеников) 40% (14 учеников)
Средний 44% (16 учеников) 56% (20 учеников)
Низкий 18% (7 учеников) 4% (2 ученика)
 

По сравнительному анализу результатов исследования видно, что процент уровня учебной мотивации повысился, он составляет 40%, средним уровнем овладели 56%, низкий уровень сократился до 4%.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при выполнении домашних заданий у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

 

         Список использованной литературы:

  1. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб: Питер, 2004. — 541с.
  2. 17Бухаркина К.Л., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001. — 582с
  3. Зырянова Н.К. Процесс организации домашних заданий // Уральский вестник. – 2002. — №9. – C.
  4. Неустроева М.И., Шадрина С.Н. Диагностика уровня сформированности мотивации к учению у младших школьников //Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе материалы IV Всероссийской научно–практической конференции. 2015. С. 40-42.
© А.Е.Слепцова, А.Г.Ларионова, 2018