САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

В наши дни социальные изменения обусловливают введение новых требований к профессиональной деятельности педагога, к его личностным качествам и способностям.

Развитие обучающихся во многом зависит от эффективности профессионально-личностного развития педагога. Этим обоснована цель исследования – выявление способов поддержки саморазвития педагога как компонента профессионально-личностного развития, для достижения которой необходимо решение следующих задач: 1) выявить нормативно-правовые акты, согласно которым педагог должен обладать способностью к саморазвитию; 2) провести анализ понятий «саморазвитие» и «профессиональное саморазвитие»; 3) определить шаги, способствующие поддержке саморазвития педагога в образовательной организации.

Закон об образовании ФЗ-273, Профессиональный стандарт педагога обращают особое внимание на необходимость профессионального развития педагога, стремления к постоянному самосовершенствованию, самоорганизации и самоконтролю. Согласно ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование, у выпускника должна сформироваться способность к самоорганизации и самообразованию, а также способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития.

Словарь Д. Н. Ушакова отождествляет саморазвитие и «самодвижение», подчеркивает, что саморазвитие – это «развитие … на основе самодеятельности, самостоятельных занятий» [6]. Философский словарь под самодвижением имеет в виду «движение, имеющее источник, причину в самой движущейся вещи» [7, с. 417]. Е.С. Рапацевич саморазвитие понимает как «процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности». [5, с. 684]. Эти определения объединяют факторы движения, активности и самостоятельности. Кроме того, подчеркивается, что изменение личности внутренне детерминировано.

В отличие от саморазвития в общем смысле, профессиональное саморазвитие, как пишет В.А. Сластенин, является процессом «интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека» [4, с. 365]. На наличии двух компонентов в структуре профессионального саморазвития настаивает и С.Д. Якушева: она выделяет «внешние условия», от которых зависит педагог, и «внутренние способности», которыми он овладевает, а к формам саморазвития относит тесно связанные друг с другом самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию [8, с. 116-117].

Активность личности, направленная на саморазвитие, по мнению Е.В. Андриенко, «является основным условием достижения высокого уровня педагогического профессионализма» [1, с. 31]. Субъективная потребность в достижении более высоких результатов, по сравнению с имеющимися, субъективное представление образа-результата и самооценка – все это лежит в основе саморазвития, как утверждает Н.В. Кузьмина [3, с. 41]. Е.П. Ильин, говоря о профессиональном саморазвитии, отождествляет его с творчеством, поскольку то, что человек делает с увлеченностью и любовью, приводит к совершенствованию «продукта» деятельности [2, с. 123].

Учитывая, что формирование способности к саморазвитию у обучающихся зависит от наличия таковой у педагога, можно говорить о необходимости создания особых организационно-педагогических условий, способствующих саморазвитию педагога в отдельно взятой образовательной организации. Такие условия должны обеспечивать, прежде всего, понимание и принятие педагогом себя как субъекта профессиональной деятельности (т.е. самопознание), возможность для самооценки, творческой самореализации, самоактуализации.

В рамках образовательной организации любого уровня методической службой может быть осуществлен ряд взаимообусловленных шагов (этапов), направленных на поддержку саморазвития педагога: 1) самооценка профессиональной деятельности педагога (самоконтроль, рефлексия, самоанализ или сторонний анализ); 2) формирование индивидуальной траектории саморазвития педагога (самостоятельное планирование, проектирование и организация самообразования и профессиональной деятельности) на основе самооценки и/или стороннего анализа профессиональной деятельности педагога (экспертами); 3) саморегулирование профессиональной деятельности педагога на основе самооценки (внесение поправок), далее – с начала (рис. 1).

СО −> ИТС −> СО −> СР −> СО …,

Рис. 1. Этапы поддержки саморазвития педагога,

где СО – самооценка, ИТС – индивидуальная траектория саморазвития, СР – саморегулирование.

Предложенная схема выходит за рамки механического выполнения индивидуального плана работы педагога, где основное внимание уделяется учебно-методическому обеспечению образовательного процесса и посещение формализованных курсов повышения квалификации, направлена на снятие трудностей для молодых педагогов и предупреждение профессиональных деформаций педагога.

 

Список использованной литературы:

  1. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм в теории и практике современного образования: учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 2014. – 153 с.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
  3. Кузьмина. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
  4. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 480 с.
  5. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2001. – 925 с.
  6. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов.энцикл.», 1935-1940. URL: http://ushakovdictionary.ru/ (Дата обращения 21.03.2018).
  7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
  8. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учеб. пособие. М.: Неолит, 2017. – 408 с.
© С.А. Рынкова, 2018