МОТИВАЦИЯ КАК УСПЕШНОЕ УСЛОВИЕ УЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Мотивация занимает довольно немаловажную значимость в жизни любого человека. Физиологи анализируют мотивацию как явление, образовывающее особое положение многофункциональных концепций организма – «предпусковую интеграцию», то что обеспечивает готовность к выполнению любой работы. Мотивирование, как психологическое явление включает ряд компонентов, наиболее основными с каковых являются потребности, цели, интересы [4].

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно охарактеризовать одной из основных проблем современной школы. Ее значимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой вопросов, развития у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, развитие у них активной жизненной позиции [3].

Проблема в том, что далеко не у всех детей в первоначальном этапе обучения сформирована мотивация учения, что никак не способствует успешному включению их в учебно-воспитательный процесс. Эта проблема лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим нюансом современного обучения. Это означает, что здесь в область интереса учителя как оказалось не лишь осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения формирования личности учащегося [1].

В настоящее время в науке не выработан общий аспект к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, никак не сформулированы отчетливо ключевые понятия. Но требования практики, обучения и воспитания убедительно требуют исследования в этой сфере в психологии и в ответ на данные условия проводятся много­численные исследования, которые формируются в определенные направления. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации объясняет множество подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к способу ее изучения [2].

Приступим к анализу с состояния мотивации к моменту прихода ребенка в школу. Объективно этот период развития ребенка характеризуется тем, что он впервые включается в новую социально значимую работу, важную не только для него самого, но и для окружающих. Известно, что к концу дошкольного возраста у ребенка складывается достаточно сильная мотивирование к обучению в школе. Психологи (Л. И. Божович, Л. С. Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она заключается в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренним убеждением. Данная необходимость образует так называемую индивидуальную готовность к школе. Наряду с данным имеется и объективная готовность к школе - уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу [1].

Наблюдения показывают, что у современного ребенка семи лет степень персональной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в какой-то мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим степень объективной готовности увеличивается в взаимосвязи ростом культуры, использованием радио, телевидения. Уровень осведомленности нынешних семилеток значительно выше. Таким образом, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело дальнейшего формирования мотивации к начальной школе.

Для выявления уровня форсированности учебной мотивации младших школьников нами была проведено анкетирование в двух первых классах.

         Экспериментальная работа по формированию учебной мотивации проводилась на базе МОБУ СОШ №30 г. Якутска. В эксперименте приняли участие ученики 1 «Е» и 1 «Д» класса. 1 «Е» класс очень дружный и дисциплинированный. С ними легко работать, так как каждый из них хочет ответить, никто не остается равнодушным к вопросам. Но при этом в классе есть три человека, которые усваивают учебный с трудностями. Когда же в урок включаются коллективные или творческие задания можно заметить, как эти дети преображаются, пытаются ответить.

В ходе экспериментальной работы при изучении и диагностике познавательных интересов учебных мотивов использовалась методика – методика выбора любимых учебных предметов. Цель: выявить направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста. Учащимся предлагалось из перечня предметов выбрать самые любимые. Эта методика проводилась в двух 1 классах. Перечень предметов: русский язык, математика, чтение, природоведение, труд, рисование, музыка, физкультура.

По предметам, включенным в анкету, можно выявить направленность интереса к ним.

В 1 «Е» классе предпочитают такие уроки, как рисование – 80%, труд – 75%, физкультура – 55%. по мнению детей, на этих уроках больше присутствует творческой и активной деятельности. В 1 «Д» классе предпочтение отдается таким предметам, как чтению – 70%, математике – 50%, природоведение – 50%. Так как на этих уроках узнают много нового, полезного.

На втором месте в 1 «Е» классе оказались остальные учебные дисциплины – математика, русский, природоведение, так как, по мнению детей, на таких уроках меньше всего присутствует творческая или игровая деятельность. В 1 «Д» классе на втором месте оказались такие учебные предметы, как русский, музыка, труд, физкультура.

В результате опытно-экспериментальной работы в 1 «Е» классе при использовании интересных и увлекательных заданий, организации групповой и индивидуальной деятельности опираясь на опыт и потребности учащихся, у учащихся возрос интерес к учебным предметам: математике, чтению, природоведению, русскому языку. В 1 «Д» классе интерес к учебным предметам остался без изменения.

Второе диагностическое анкетирование было проведено нами с целью выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. В 1 «Е» классе преобладающим уровнем учебной мотивации до эксперимента был 3 уровень и составлял 40%. Второй и четвертый уровни учебной мотивации составляли 20%, первый и пятый уровни имели показатель 10%. После формирующего эксперимента преобладать стал второй уровень учебной мотивации – 40%. Третий уровень снизился на 15% и составил 25%. Четвертый уровень учебной мотивации снизился на 5% и стал составлять 15%. А первый и пятый уровни остались без изменения. Выявилась положительная динамика мотивации учения.

В 1 «Д» классе уровни учебной мотивации, остались практически без изменений. После проведения эксперимента, можно сделать вывод, что на учебную мотивацию можно влиять, изменяя её в положительную сторону.

В заключение, скажем, что при систематической и целенаправленной работе можно добиться высоких результатов по развитию мотивов учения у младших школьников.

 

Список использованной литературы:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск «Пеленг», 1992.
  3. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.
  4. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.
© Л.А. Прокопьева, Е.Н. Неустроева  2018