ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

По ФГОС в современной школе значимое место отводится вопросам по формированию личностных результатов освоения основной образовательной программы, которые должны отражать осознанный выбор будущей профессии. Кроме того, у выпускника образовательного учреждения должно быть сформировано   отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Традиционно профориентационной работой охвачены учащихся старших классов, однако назревает вопрос о более системной работе по профориентации уже с начальных классов.

В начальных классах уместна ранняя профориентация детей, которая характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях, помогает выбрать интересные кружки и секции в рамках дополнительного образования. Такой подход облегчает также выбор профильных классов, на которые сейчас подразделяются гораздо раньше, чем в предыдущие годы.  Мы предлагаем также обратить внимание на психолого-социальный аспект профориентации. Социальные аспекты профессионального самоопределения личности обозначены в работах В.М. Архипова, В.Г. Афанасьева, В.В. Бахарева, В.И. Журавлева и др.

Так, например, доктор психологических наук Е.А. Климов в книге «Психология профессионального самоопределения» отмечает, что: «Выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная… С одной стороны, каждая профессия – это целый сложный мир… с другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию нужно уже заранее знать, из чего (из множество каких объектов) выбираешь». [1] В данном ракурсе чем раньше начнется знакомство детей со «множеством объектов», тем больше будет у них возможностей для сознательного выбора.

Чтобы убедиться в правильности нашей позиции мы провели опрос среди старшеклассников Намской СОШ№1 РС(Я). Опрос проводился с целью выявления мотивации старшеклассников в выборе будущей профессии, в опросе участвовало 50 учащихся. Результаты опроса представлены на рис.1.

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Что является главным критерием в выборе будущей профессии?»

Опрос показал, что 80% учащихся при выборе профессии, ориентируются на высокую зарплату и престиж профессии. В основном выпускники ориентированы на более «престижные» направления: промышленность, военные профессии и др. На вопрос «Почему Вы решили, что эти профессии престижные?» в основном прозвучали следующие ответы: так все говорят (родители); из СМИ и интернет-ресурсов; у них высокая зарплата. Спектр называемых профессий достаточно узок, внутри профессии в выборе узких специализаций учащиеся затрудняются. При этом в приватной беседе респонденты признались, что будут ориентироваться на результаты ЕГЭ при поступлении в учреждения ВО или СПО, т.е. происходит замещение причинно-следственных связей.

Для изменения данной ситуации необходимо начинать профориентационную работу с начальных классов. Целью данной работы должно стать создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах различных профессий. Выдвигаются следующие задачи: ознакомление учащихся с миром профессий; объяснение психологических особенностей личности; развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения. Необходимо помнить, что младшие школьники находятся на I стадии становления профессионального самосознания – стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Также при составлении программы учитываются возрастные особенности учащихся начальных классов: словесно-логическое мышление, неустойчивость внимания, дифференцированность восприятия и др. Занятия по профориентации с учетом вышесказанного эффективнее будет проводить в игровой форме, с элементами включенности в мир профессии. Неслучайно в современном обществе стали очень популярны различные мастер-классы по кулинарии, шитью и т.д.

Таким образом, наиболее эффективными формами проведения занятий являются: настольные и сюжетно-ролевые игры, обсуждение мультипликационных фильмов, уроки-викторины, экскурсии, выставки, встречи с интересными людьми, беседа.

 

Список использованной литературы:

  1. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – 4-е изд., стер – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.
  2. История развития трудового обучения в школе: статья [эл. ресурс]. – [http://kon82.narod.ru/]
  3. Диденко М. Профориентация и самоопределение младших школьников – одно из средств адаптации в многогранном окружающем мире: статья [эл.ресурс] / М. Диденко. – 14.11.2011. – [https://pedsovet.org/forum/topic9410.html]
© С.Ю. Попова, Н.М. Ноговицына,  2018