ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Образование всегда остаётся сферой особого внимания и заботы государства и общественности. Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения четких целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Известно, что современные образовательные стандарты основываются на системно-деятельностном подходе. Именно посредством этого подхода можно определить результаты обучения и воспитания, а также определить и выстроить индивидуальную траекторию развития универсальных учебных действий для каждого учащегося.

В системе образования, становление и развитие личности младшего школьника обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Самостоятельное успешное усвоение новых знаний, умений и компетентностей, включая умения учиться учащимися, становится возможным при условии овладения ими универсальными учебными действиями. Развитие коммуникативной компетенции, сформированное в процессе естественной коммуникации, также и как в специально организованном обучении приобретает особое качество речевой личности.

Таким образом, особенно на начальном этапе обучения, так и последующих ступенях общеобразовательной школы развитие коммуникативной компетенции обучающихся является одной из главных целей при обучении. Естественные условия общения являются самыми приемлемыми в обучении и развитии коммуникативной компетенции. Согласно этому обучение языку надлежит организовывать так, чтобы оно было максимально приближено к процессу естественной коммуникации. Только в следствии такого обучения можно быть уверенным, что сформированные умения и навыки будут использования обучающимися в реальных условиях.

Начальная школа выступает в качестве первой ступени, на которой закладываются и начинают развиваться основы коммуникативной компетенции на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Игровая деятельность была предметом исследования различных педагогов, психологов и освещена в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Н. Соболевой, В.С. Виноградовой, М.И. Лисиной, Н.Л. Белопольской, И.Ф. Марковской и др.

Особенностью учебно-воспитательного процесса в начальных классах является то, что в них огромное значение имеет игра. Игра есть средство познания ребенком действительности. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает восприятие информации, создает привычные для ребенка игровые контексты, в которых все легко и знакомо.

На уроках происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной как к ведущему виду деятельности школьников, чему способствует использование игровых элементов, создание игровых ситуаций в процессе обучения. Например, такую игру, как «Поймай мяч» можно использовать и на уроках математики при развитии навыков устного счета, и на уроках русского языка при развитии навыков как орфографического письма, так и в развитии коммуникативной компетентности.

Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий, которые могут изучаться с использованием игр и игровой деятельности. Так, происходит формирование умения участвовать в учебном диалоге, развитие рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ходе исследования нами выявлены особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В ситуациях коллективного взаимодействия посредством игровой деятельности, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Так, дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми, т.е. используют навыки коммуникативных компетенций в реальных условиях.

 

Список использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Борисова Л.П., Шадрина С.Н. Роль русского языка в формировании общероссийской идентичности // Теория и практика общественного развития. – 2012. - № 12. - С. 221-224.
  3. Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения // Р.Г. Измайлова. Начальная школа. – 2014 . - №1 . - С. 67-72.
 

(©) В.А. Павлова, 2018