РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологи различают мышление практическое и мышление словесное (логическое). Логическое мышление обнаруживается прежде всего в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия [1]. Для того, чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия.

Рассмотрев цели и задачи рабочих программ основных учебных предметов начального образования, приходим к выводу: развитие логического мышления должно идти целенаправленно как на  уроках, так и во внеурочное время.

Например, одной из задач изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе считается развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи [3]. А эти умения и есть мыслительные операции.

В учебном плане начальных классов МБОУ «Кобяйская СОШ» включены часы внеурочной деятельности обучающихся. С 2014-2015 учебного года в своем классе веду кружок общеинтеллектуального направления «Весёлый счёт» (Логика).

Задачей программы «Весёлый счёт» является развитие мыслительных способностей детей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Например, для детей, испытывающих трудности в обучении из-за недостаточно развитого логического мышления, личностного развития, занятия в кружке имеют коррекционное значение. Для детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных особенностей. Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация, определение места в детском коллективе, а также желание участвовать  в интеллектуальных играх, конкурсах на разных уровнях. К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно сделать выводы; доказывать своё мнение, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения классификации, систематизации; самостоятельно анализировать нестандартные задачи, находить решения в новых и неожиданных ситуациях; осознанно относиться к собственной деятельности; проявлять терпимое, уважительное, дружелюбное отношение к товарищам взаимодействовать в парах и группах.  К результатам внеурочной деятельности кружка «Весёлый счёт» можно отнести достижения обучающихся во Всероссийской дистанционной олимпиаде МИФ в декабре 2016 года: 1 место – Николаева Н., Кычкин И. 2 место – 2: Софронов Э., Егоров М. 3 место – 2: Софронеев С., Мартынова Ю. Республиканская дистанционная олимпиада по математике, декабрь 2017 года: Участие-12 учащихся. 2 место  – Николаева Н., Софронов Э. 3 место  – Мартынова Ю., Софронеев С.

Л.В. Занков в своей работе «Дидактика и жизнь» пишет: «Обучение идет впереди развития». А Стрезикозин В. П. продолжает эту мысль: «Двигать вперед формирование психических функций ребенка возможно в том случае, если обучение поставлено так, что и содержание, и методы, и организация его способствуют овладению учащимися глубокими, прочными знаниями и основными мыслительными операциями» [5].

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста это один из путей достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Развитие логического мышления в процессе учебной деятельности младшего школьника будет эффективным если структура и содержание заданий для младших школьников будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления, будут носить систематический и планомерный характер.

 

Список использованной литературы:

  1. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 1977.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Кобяйская СОШ» (2013 г.).
  3. Петрова Н.Н., Павлова Е.П. Развитие логического мышления младших школьников в процессе кружковой деятельности по робототехнике// Научно-методический электронный журнал концепт. - 2017. -Т. 6. -С. 181-186.
  4. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В.Ковинько. – М.: Политиздат, 1990.
  5. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения: пособие для учителя. - М., «Просвещение», 1976.
© Т.И. Максимова, 2018