ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ШАШКАМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Игра в шашки прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. В Якутии в шашки стали играть с появлением русских казаков в начале ХVII века. А.Е.Кулаковский-ϴксѳкүүлээх славился сильным шашистом [3].  Имена якутских шашистов известны всему миру: Азаров Александр Гаврильевич, Токусаров Иван Августович, Бурнашева Александра Григорьевна [5].  На сегодняшний день нашими наиболее титулованными шашистами являются Матрена Ноговицына и Гаврил Колесов [2].

Интерес к шашкам и шахматам в Кобяйской СОШ прививают обучающимся с начальных классов. Ещё в 1993-1994 у. г. шашки и шахматы преподавала Константинова С.С. – ныне одна из ведущих математиков нашей школы, обладательница гранта Президента РФ Путина В.В.  Как учебный предмет в учебный план школы были включены ДИП «Сонор» для 1-3 классов в 1995-1998 учебном годах, шашки для 2-3 классов в 1995-1997 учебном годах и шахматы для 3-4 классов в 1995-2001 учебном годах. Эти предметы в 1-4 классах вела Каратаева У.К.  Анализ учебных планов и отчетов методического объединения учителей начальных классов Кобяйской средней школы 2000-2010 годов показал, что с 2000 года по 2005 год занятия шашками в начальных классах не проводились.  В 2005-2006 учебном году в 4-а классе проводила занятия кружка «Шашки» Кобякова Г.С. Педагог дополнительного образования Кобякова М. А. в 2007-2008 у. г. вела кружок «Шашки» в 1б классе.  С введением ФГОС нового поколения (2010 г.) в учебный план школы кружки «Шашки» были введены как часы ВУД. В Основной образовательной программе начального общего образования нашей школы (2013 г.)  V-м пунктом разработана Программа организации внеурочной деятельности. В её пояснительной записке читаем: «Внеурочная деятельность - это часть основного образования, она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия, обеспечивающие развитие школьника. Цель: Развитие личности младшего школьника, формирование его социальной компетентности. Задачи: создать условия для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; интегрировать усилия всех субъектов, заинтересованных в воспитании и социализации обучающихся, по обеспечению условий для самореализации, самоопределения, развития творческих способностей школьников…» [5].

Кружок «Шашки» ведутся с 2012-2013 у. г. во 2 «б» классе у классного руководителя Семеновой С.В. Программа «Шашки» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Кобяйская СОШ», годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе методического пособия Картузовой М.Е. «Путешествие в мир шашек» - Якутск: Бичик, 2006. ». В 2013-2014 учебном году шашками занимались четыре класса: 1б, 2б, 3б, 4б.

Результаты внеурочной деятельности обучающихся кружка «Шашки»:

- 2012-2013 у.г. Достигнут первый уровень: обучающиеся приобрели социальные знания (правила, устав школы, общественных нормах, о социально одобряемых и не одобряемых нормах поведения на занятиях кружка), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- 2013-2014 у.г. Второй уровень: Третьеклассники получили опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третьеклассники стали относиться друг к другу дружелюбно, уважительно. После поездки двоих одноклассников в с. Куокуй в марте 2014 г. на улусный турнир по шашкам, у обучающихся повысился интерес к шашкам. Кобяков Стас в декабре 2013 г. занял 2 место на улусном турнире на призы республиканской газеты «Кэскил». Весь класс радовался его победе.

- 2014-2015 у.г. Достигнут третий уровень результатов внеурочной деятельности. Обучающимися получен опыт самостоятельного общественного действия, так в мае 2015 г. четвероклассники сами выбрали участников школьного турнира по шашкам, посвящённого 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Участники достойно защитили  честь своего класса. Беленков Вася, Кобяков Стас и Заболоцкая Валя получили золотые медали. По общему итогу 4б класс занял 1 место.

Таким образом, у кружковцев классного руководителя Семеновой С.В. к выпуску из начальной школы сформированы коммуникативная, этическая, социальная и гражданская компетентности.

Систематические занятия могут быть организованы только в кружках или  секциях. Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий. Привить интерес к шашкам, кроме систематических занятий в кружке, помогают участие детей в соревнованиях, турнирах различного уровня, освещение их участия в средствах массовой информации. В  школе есть пропагандисты этой замечательной игры, они приобщают к русским шашкам не только обучающихся, но и жителей наслега. Это учитель физики Заровняев А.С. и классный руководитель 4б класса Максимова Т.И. Благодаря тесному контакту и взаимопониманию Татьяны Ивановны с родителями своих учащихся, несколько обучающихся выезжали в Якутск на республиканские турниры. В феврале 2018 года 3 учащихся 4б класса получили 2 юношеские разряды.

Игра в шашки помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

 

Список использованной литературы:

  1. Варламова В.А., Сидорова Е.Э. Развитие познавательных способностей у младших школьников посредством интеллектуальных игр // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т. 32. - С. 59-60.
  2. Еженедельник «Спорт Якутии», №49 от 14.12.2017 г.
  3. Заболоцкай Н.М. Айан аргыстаах, суол доӄордоох // «Хотугу сулус», 1963, №3.
  4. Картузова М.Е. Дуобат хонуутунан айан. - Дьокуускай: Бичик, 2006.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Кобяйская СОШ» (2013 г.).
© О.Д. Левина, 2018