ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

B Концепции модернизации образования акцентируется то, что воспитание должно быть не обособленным элементом внеурочного педагогического действия, a необходимой составляющей педагогической деятельности, объединившейся в процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового осмысления, российской идентичности, духовности и культуры, предприимчивости, самостоятельности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется [2]:

- становления основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Сторонник психоаналитического направления Э. Эриксон разработал развернутую теорию идентичности. Он определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность человека самому себе и как тождественность человека своему этносу, историческому статусу и т. д. [4, с. 352].

Формирование российской идентичности у ученика начальной школы подразумевает становление и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, обществу, которые его окружают, своим обязанностям, a самое важное, его отношение к Родине.

Текстовые задачи и беседы исторической направленности на уроках математики, помогают успешно решать проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников.

В задачах по математике могут содержаться вопросы воспитания любви к Родине, раскрытия исторических, географических особенностей страны, отражены значимые даты, биографические события жизни исторических лиц.

Исторический материл может быть использован на любом этапе урока. Иногда эти сведения можно дать перед объяснением нового материала, иногда органически связывать его с отдельными вопросами темы урока. В первом случае исторические сведения помогут лучше мотивировать важность новой темы и нового раздела, что вызовет интерес учащихся к их изучению [1, с. 64].

Для того, чтобы узнать уровень сформированности российской идентичности у младших школьников, нужно провести ряд диагностик: «Кто Я?», «С чего начинается Родина», «Откуда я родом».

Использование исторических сведений на уроках математики изрядно обогащают процесс обучения. Такие уроки будут очень понятными, интересными и живыми, а также будут повышать интерес и мотивацию к изучению предмета математики у младших школьников.

 

Список использованной литературы:

  1. Бтемирова Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики // Начальная школа. - 2007. - 64 c.
  2. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: Учебное пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 208 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., Просвещение, 2010.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. - М.: Флинта: МПСИ, Прогресс, 2006. - 352 с.
©Л.Д. Левина,  А.П. Бугаева, 2018