РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НРАВСТВЕННЫХ ДИЛЕММ Л. КОЛБЕРГА

Ценностные ориентации начинают формироваться в дошкольном возрасте, но следующим ответственным периодом их развития является младший школьный возраст. А как будет происходить последующее формирование и развитие личности в подростковом и юношеском возрастах зависит от ценностной основы, заложенной в младших классах. Так почему именно в младшем школьном возрасте присвоение ценностных ориентаций происходит интенсивнее? Ведь потому, что характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная сензитивность, эмоциональность. Поэтому одной из важных задач современного российского образования является активная, целенаправленная, воспитательная работа на формирование и развитие ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Одним из немногих психологов, занимавшихся ценностными ориентациями, был профессор Гарвардского университета Лоуренс Колберг, который предлагал своим испытуемым короткие рассказы нравственного содержания. Его же интересовали не сами решения как таковые, а их обоснования, и эти рассуждения детей подвергались тщательному анализу [1].

Целью нашего исследования являлась экспериментальная проверка на практике возможности развития ценностных ориентаций младших школьников посредством нравственных дилемм Л. Колберга.

Исследование проводилось в МОБУ «СОШ № 26» г. Якутска в 3 «г» и 3 «е» классах, где было опрошено 68 детей. Для выявления уровня сформированности ценностных ориентаций была использована наиболее известная методика – это методика А.Д. Чиплиева «Попроси волшебника». В методике «Попроси волшебника» испытуемым нужно было написать свои пять заветных желаний и объяснить их.  Каждые желания хорошо обдумывались и решались, насколько каждое из них должно быстро осуществиться, поставив цифру от 1 до 5.

Анализ ответов испытуемых можно условно разделить на терминальные и инструментальные ценности. Среди терминальных ценностей главными оказались те, которые связаны с развлечением (40,6%) и комфортностью (20,3%), здоровьем и благополучием семьи (18,6%), желанием учиться (9,6%), общением со сверстниками, друзьями (5,3%), желанием заботиться о животных (4,6%). А к инструментальным ценностям младших школьников относятся ответственность и исполнительность (0,9%).

Результаты проведённого исследования показали недостаточную сформированность ценностей у большинства испытуемых. Структура жизненных целей многих: материальное обеспечение, комфортность.

Итак, полученные данные по диагностике учащихся подтвердили необходимость проведения этических бесед с нравственными дилеммами Л. Колберга. Детям предлагалось прослушать небольшой текст, содержащий дилемму, в которой герой рассказа попадал в ситуацию нравственного выбора. Специфика ситуации состоит в том, что они неоднозначны, и каждый вариант решения имеет как плюсы, так и минусы. После прослушивания рассказа дети отвечали на вопросы, как бы они разрешили эту дилемму. Обсудив дилемму, учащиеся вместе с учителем приходили к единому верному выводу.

Затем проводилась повторная диагностика по методике «Попроси волшебника». И результаты были таковыми: среди терминальных ценностей развлечение (21,8%) и комфортность (18,4%), которые составляют меньшую половину процентов в совокупности, по сравнению с первой диагностикой, где составляли большую половину. Далее ценности, относящиеся к здоровью и благополучию семьи (21,3%), образованию (16,6%), общению со сверстниками друзьями (5,5%), желанию заботиться о животных (5,6%); среди инструментальных ценностей младших школьников ответственность и исполнительность составляет (10,8%).

Таким образом, в процессе исследования мы убедились, что дилеммы Колберга интересны и доступны детям младшего школьного возраста. Они развивают детей, учат мыслить.

В ходе исследования выявили практическую ценность нравственных дилемм Л. Колберга, позволяющих детям анализировать нравственные ситуации. Поэтому для повышения уровня ценностных ориентаций младших школьников рекомендуем образовательным учреждениям использовать беседы с нравственными дилеммами Л. Колберга.

 

Список использованной литературы:

  1. Дилеммы Колберга. // Институт философии Российской Академии Наук [Электронный ресурс]. – psych/ddavis/ p109g/ kohlberg. dilemmas.html
  2. Аммосова С.Е., Шергина Т.А. Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Проблемы эфеективного использования научного потенциала общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2017. С. 92-93.
© Н.И. Корнилова, С.Н. Шадрина, 2018