ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие письменной речи одна из главных задач современного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится что, основной задачей обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателем общей культуры и гражданской позиции человека [4, с. 8.].

Для развития письменной речи младших школьников требуются специально созданные педагогические условия. Использование игр во внеурочной деятельности способствует позитивному отношению к обучению, требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение [1, c. 23].

Для того чтобы изучить уровень развития письменной речи мы провели исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе МОБУ «СОШ № 26» г. Якутска. В нем приняли участие учащиеся 3 «Б» класса. Для выявления уровня сформированности письменной речи младших школьников мы использовали диагностику «Нелепицы» Р.С. Немова [2, c. 97]. Задание выполняется самостоятельно. Ребенку дается картина с изображением довольно нелепых ситуаций с животными. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем письменно излагает свои мысли, как на самом деле должно быть.

Таблица 1

Уровень сформированности письменной речи младших школьников

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий
3% 32% 49% 14% 2%
Данные диагностической работы свидетельствует о среднем уровне развития письменной речи. Чаще всего встречаются ошибки в использовании языковых средств, в логическом построении предложений и содержательности.

Для улучшения уровня сформированности письменной речи мы провели учащимся комплекс дидактических игр на основе создания текстов-небылиц: «Так бывает или нет», «Любопытный», «Вопросы и ответы», «Снежный ком», «Странные сказки». При выполнении этих заданий у учащихся обогащается словарный запас, учатся структурировать и переформулировать сложные предложения, анализировать и создавать тексты. Развивают устную и письменную речь, научатся отстаивать свою точку зрения и принимать высказывания других.

После выполнения заданий, в классе повторно провели диагностику задание «Нелепицы». На основании полученных данных выявили, что очень высокий уровень развития письменной речи составил 4% учащихся, высокий – 37%, средний - 51%, низкий - 6% и очень низкий 2%. Данные повторной диагностики свидетельствуют о том, что средний уровень письменной речи повысился, но встречаются ошибки в использовании языковых средств. Далее провели сравнительный анализ результатов стартовой и повторной диагностик (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение результатов диагностик уровней сформированности письменной речи

Уровни Стартовая диагностика Повторная диагностика
Очень высокий 3% 4%
Высокий 32% 37%
Средний 49% 51%
Низкий 14% 6%
Очень низкий 2% 2%
 

По сравнительному анализу результатов исследования видно, что процент учащихся на очень высоком уровне сформированности письменной речи повысился на 1 %, высокий и средний на 2%, низкий уровень сократился до 8%, а очень низкий не изменился.

Данные экспериментальной работы свидетельствуют о том, что формирование уровня развития письменной речи младших школьников возможно, если во внеурочной деятельности пользоваться дидактическими играми, а именно создание тестов-небылиц. Мы предложили один из вариантов процесса развития письменной речи младших школьников.

 

         Список использованной литературы:

  1. Газман О.С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе. Межвуз. Сб. научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2009. - С. 3 - 10.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с. (с. 97).
  3. Савинова Е. А., Сокорутова Л. В. Формирование грамотного письма у младших школьников с учетом типов восприятия информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770774.htm. РИНЦ
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http//www.standart.edu.ru.
© У.Е. Иванова, Л.П. Борисова, 2018