МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Одним из направлений работы школы является разработка единых КИМ для мониторинга подготовки к ГИА.

Проведение мониторинга усвоения знаний по математике и русскому языку ставит следующие задачи:

- разработать и апробировать КИМ-ы со 2 по 8 и 10 классы;

- составить индивидуальные анализы выполнения КИМ-ов учащимися;

- научить правильному и грамотному оформлению ответов.

Предлагаемая диагностическая работа апробировалась в 2016 г. в Мугудайской СОШ имени Д.Д. Красильникова. Общий охват учащихся - 106 учащихся. Учащиеся со 2 по 8 и 10 классы.

КИМы нацелены на учащегося, для определения базового уровня знаний.  Содержат по два варианта в каждом классе. Ответы записываются в специальном бланке.

Планируемые результаты:

- в результате системного проведения диагностической работы по КИМ учащиеся овладеют базовой системой знаний, необходимых для успешной сдачи экзаменов;

- решаются психолого-педагогические аспекты при подготовке и сдаче экзаменов;

- раннее выявление и коррекция пробелов;

- составление индивидуального мониторинга траектории усвоения базовых знаний, умений и навыков учащимися.

На выполнение работы по русскому языку и математике даётся 45 минут. На выполнение заданий отводится 35-40 минут (5мин – заполнение бланков).

КИМ по русскому языку состоит из четырех модулей: фонетика, морфология, лексика, синтаксис. КИМ по математике состоит из трех модулей: алгебра, геометрия, реальная математика.

Рис. 1. Мониторинг результатов КИМ по русскому языку

4-5 класс 2015-2017 уч.годы (на примере одного класса)

 

Анализ результатов проведенных работ позволяет выделить типичные ошибки, допущенные учащимися:

- выполнение фонетического анализа слова, различение звуков по их характеристике, проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова (модуль фонетика);

- умение находить словосочетания из предложения;

- письмо текстов на заданную тему в соответствии с нормами письма;

Для устранения этих ошибок необходимо:

- повторить раздел «фонетика», чтобы ученики научились отличать звонкие и глухие согласные, безударные гласные в корне слова. Умение подбирать проверочные слова

- обогащение словарного запаса;

- научить находить словосочетания с помощью правильной постановки вопросов;

- работать над составлением связных предложений, текстов.

- осуществлять логические действия, анализ, сравнение, обобщение.

Рис. 2. Мониторинг результатов КИМ по математике

4-5 классы 2015-2017 уч.годы (на примере одного класса)

 

Анализ результатов проведенных работ позволяет выделить типичные ошибки, допущенные учащимися:

- умение находить неизвестное при решении уравнения;

- умение находить периметр и площадь фигуры;

- умение решать задачи в 2 действия;

- умение сравнивать единицы времени и величины.

Для устранения этих ошибок необходимо:

- продолжить работу над осуществлением логического действия, контроля;

- над умением выделять существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

- строить простые рассуждения при выполнении задания.

По итогам проведённых работ пришли к выводу:

  1. Продолжить анализ индивидуального мониторинга усвоения базовых знаний, умений и навыков учащимися со 2 по 8 и 10 классы.
  2. Провести индивидуальную коррекционную работу с учащимися по модулям КИМ по выявленным пробелам.
Преимущества использования системы мониторинга:
  1. У обучающихся сформируются определенные знания, умения, навыки при выполнении заданий ГИА, тогда каждый ученик сможет успешно сдать ГИА.
  2. Материалы КИМ помогут учителю своевременно выявить и устранить пробелы.
  3. Учащиеся научатся правильному заполнению бланков, четко следовать инструкциям КИМ.
 

Список использованной литературы:

  1. Астапов М. ЕГЭ как инструмент управления качеством образования / М.Астапов, Т.Хлопова, Е.Семенко // Математика. - Первое сентября. - 2009. - № 4. - С.13-15.
  2. Клепец Г.В. Как подготовить каждого ученика к итоговому контролю / Г. В. Клепец // Народное образование. - 2010.- № 9. - С.201-205.
© С.П. Данилова, Н.И. Жергина, С.К. Федорова, 2018