РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема формирования связной речи школьников в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка[2]. Одним из эффективных средств ее развития является целенаправленное обучение написанию описательных текстов.

В данное время состояние сформированности речевых умений и навыков младших школьников остается на недостаточном уровне, поскольку в письменных работах учащихся встречается однообразность, краткость содержания, бедность словарного запаса, использование в основном слов нейтральной лексики, отсутствие: навыков текстопостроения; логической связи между предложениями или абзацами; плавного перехода от  одного к другому. Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений (умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.). Несмотря на то, что у ребёнка в начальной школе ещё недостаточно  cформированы данные умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной школе. Такая необходимость вызвана:

1) жизненными потребностями;

2) задачами современной начальной школы, являющейся школой развивающего обучения (требования ФГОС начального общего образования второго поколения) [1, с. 4].

Экспериментальная работа по развитию связной речи младших школьников в процессе создания текстов-описаний во внеурочной деятельности проводилась на базе МОБУ СОШ №5 им. Н. О. Кривошапкина города Якутска. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 «в» класса.

Для выявления уровня сформированности связной речи младших школьников нами была проведена «Тестовая методика Фотековой». Описание задания: ученикам были предоставлены вразброс 4 сюжетные картинки, которые нужно было упорядочить по смыслу один за другим, далее – составить по ним рассказ.

Таблица 1

Распределение уровней сформированности связной речи младших школьников на основе «Тестовой методики Фотековой»

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
16% 48% 36%
 

Высокий уровень развития связной речи показали 16% учащихся, средний – 48%, низкий уровень – 36%.

Также для более точной оценки уровня связной речи нами была проведена «Методика обследования связной речи Глухова В.П.». Описание задания: учащимся предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить в тетради о нем рассказ-описание по вопросному плану. Например, при описании птицы дается следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой птице: как ее называют, какая она по величине, назови основные части тела, каких она цветов, где живет и так далее».

Таблица 2

Распределение уровней сформированности связной речи младших школьников на основе «Методика обследования связной речи Глухова В.П.»

Высокий уровень Средний       уровень Недостаточный уровень Низкий     уровень Задание не выполнено
22% 30% 34% 14% 0%
 

Высокий уровень развития связной речи показали– 22% учащихся, средний уровень – 30%, недостаточный уровень – 34%, низкий уровень – 14%, задание не выполнено – 0%.

По ходу выполнения учащимися заданий мы выявили типологию ошибок в процессе создания текстов-описаний Таблица 3:

Таблица 3

Тип ошибки Пример
- Не умеют вычленять            существенные признаки, наблюдать за явлениями; «Сегодня пошел дождик, из-за этого я не пошел гулять»
- Часто используют при описании предмета одно и то же слово-связку между названием предмета и его признаками (чаще всего употребляется глагол «был»); -«…Они были тонком и скользком льду. Сначала они весело играли, а потом они начали помогать другу, который провалился под холодный лед…»
- При описании людей, животных (портретные характеристики) начинают с более мелких (несущественных признаков); При описании лучшего друга, ученик пишет: «…с Мишей весело гулять, мы любим ходить в парк»
- В текстах-описаниях действий и трудовых процессов не умеют использовать многообразие способов выражения временных отношений, существующих в языке. В основном ребята пользуются словом «потом»; Текст – описание «Мое утро»: «Утром у меня звенит будильник, потом я встаю, потом иду чистить зубы. Потом иду кушать, потом я одеваюсь и иду в школу»
- При описании действий и трудовых процессов нарушают последовательность действий, что приводит к неполноте описания; Описание домашней уборки: «полы я мою так: наливаю в ведро воды и мою полы»
- При описании предмета легко переводят описание в повествование; «Мой компьютер очень старый, но полезный. Родители подарили мне его давно. Я делаю там презентации и смотрю мультфильмы»
- При описании природы мало используют изобразительно-выразительных средств. «Весна мое любимое время года. Весной светит яркое, желтое солнце. Растет зеленая трава, а небо голубое»
 

Исходя из вышеперечисленного, мы пришли к выводу, что развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, имеющая свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать собственную речь.

Результаты проведенных диагностик показали, что наша тема требует разработки программы занятий для развития связной речи младших школьников в процессе создания текстов-описаний. Где учащиеся в полной мере смогут узнать о том, что такое текст-описание, научиться работать с ним и применять его на практике (в жизни, на учебе), тем самым развивая и обогащая свою речь.

 

Список использованной литературы:

  1. Соломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). – М.: Педагогический университет «Первое сентября», – 127 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http//www.standart.edu.ru
  3. Никифорова Е.П., Борисова Л.П., Нестерова О.О. Работа с текстом новой природы на уроках русского языка в якутской школе // Современные исследования социальных проблем: XIV Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Научное творчество XXI века» (Венеция, Италия, 24-27 августа 2017 г.). Т. 8, №3-2. Красноярск, 2017. С. 54-60.
© О.И. Гуляева, Л.П. Борисова, 2018