РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ 3D ТЕХНОЛОГИИ

Современное общество сложно представить без новых технологий. Одним из самых главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности учащегося, его умений и навыков в работе, в коллективе, повышение мотивации к обучению.

Для младших школьников проблема развития пространственного мышления приобретает особую актуальность, ведь начальное обучение является фундаментом будущего развития его личности. Младший школьный возраст характеризуется активностью, творчеством, инициативностью, а в реальности обучение учащихся начальных классов в большей степени строится на пассивном выполнении указаний учителя.

Развитие пространственного мышления младших школьников в учебном процессе рассматриваются в трудах И.С. Якиманская, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.А. Смирнова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.

По мнению И.С. Якиманской, «пространственное мышление представлено двумя видами деятельности: созданием пространственного образа и преобразованием уже созданного образа (идеала). При создании любого образа, в том числе и пространственного, мысленному преобразованию подвергается наглядная основа, на базе которой он возникает» [1].

В ходе исследования проводилась диагностика уровня сформированности учащихся 3 класса. Для выявления уровня развития пространственного мышления, была использована методика Равена «Прогрессивные матрицы». Результаты диагностики наглядно приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень сформированности пространственного мышления

 

По данным результатам выявили 4 уровня: высокий 17%, средний 36%, ниже среднего 20% и низкий уровень 27%. Данное исследование позволило сделать вывод, что у детей не сильно развито пространственное мышление.

В данное время идет активный поиск учителями-новаторами, педагогами-учеными оптимальных путей передачи учащимся новых знаний посредством новых технологий, способов включения новых технологий в содержание образования. Применение 3D технологий во внеурочной деятельности – самый мощный импульс в развитии ребенка. Поэтому стоит сказать, что тема данной работы представляет огромный учебный и практический интерес.

Для развития пространственного мышления была использована новая технология - 3D ручки. Детям был проведен вводный инструктаж по технике безопасности использования новой технологии и ознакомление с инструкцией 3D ручки. Младшие школьники выполняли задания по 3D ручке, всего проводилось 8 занятий – 8 часов. Дети выполняли задания различной формы.

Нарисовать узоры, представлять детали к новому созданию, придумывали новые образы, изображали героев из мультфильма, девочки делали украшения (колье, серьги, браслеты), мальчики 3D машины и супергероев из кинофильмов. Ученики младшего школьного возраста активно участвовали во внеурочной деятельности, так как для них это интересно, раздаточные новые гаджеты, создание своего идеала. Результат исследования показал значительное изменение в развитии пространственного мышления посредством 3D технологий у младших школьников.

Изучив и обобщив научно-методическую литературу по теме исследования, можно сделать вывод, что развитие пространственного мышления у младших школьников актуально, т.к. среди учащихся начальных классов отмечается низкий уровень развития мышления. При применении 3D технологии значительно улучшились показатели уровня мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.

 

Список использованной литературы:

  1. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская. – М.: Просвещение, 1980. - 240 с.
  2. Габова М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей / А.М. Габова. -М.: АРКТИ, 2008. - 136 с.
  3. Петрова Н.Н., Павлова Е.П. Развитие логического мышления младших школьников в процессе кружковой деятельности по робототехнике// Научно-методический электронный журнал концепт. - 2017. - Т. 6. - С. 181-186.
©А.И. Готовцева, А.С. Сакердонова, 2018