ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ

Функциональное двуязычие, степень владения языком и регулярное переключение с одного на другой зависит от коммуникативной ситуации. Ребенок должен уметь разграничивать сферы и ситуации общения, где ему надо использовать русский язык, а где якутский и т.д.

Билингвальная языковая среда понимается как погружение человека в двуязычное языковое пространство, при котором оба языка становятся его неотъемлемой частью. Билингвизм, доведенный до автоматизма, предполагает беспроблемный переход ребенка с одного языка на другой, не путая при этом грамматические шаблоны и фонетику.

Психологи выделяют несколько типичных проблем, которые могут повлиять на успеваемость детей - билингвов: ограничение словарного запаса в двух языках; разная эмоциональная окраска языков, что отражается на их выразительности; плохое произношение; стратегия смешения языков в том случае, когда ребенок точно знает, что собеседник его поймет [1, с. 587].

Если говорить о сознательности, то в методической литературе мы найдем следующее ее определение: «это понимание замысла автора, осознание художественных средств, которые помогают реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному» [2, с.121, 130].

Мы считаем, что для решения вышеперечисленных проблем больший акцент надо делать на семантизацию и развитие речи ребенка. Семантизация предполагает процесс выявления смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы. То есть, использование синонимов, антонимов, толкования слов и т.д. Для развития речи ребенка можно использовать следующие приемы: заучивание стихотворений и скороговорок, работу со словарем, подбор однокоренных слов, чтение пословиц и поговорок и т.д.

Для оптимизации и эффективности учебного процесса в формировании навыка осознанного чтения в билингвальной среде мы предлагаем использовать варианты образовательных технологий такие как: технология коллективного взаимообучения и сотрудничества, игровые технологии, технология алгоритмизации запоминания действий для осознанного чтения.

ФГОС от 2010 года направлен на способы запоминания действий учащимися. Ориентируясь на это, мы рекомендуем использовать алгоритм чтения, который направлен на решение такой проблемы, как незнание детьми значения слов. Данный алгоритм содержит в себе 5 действий: 1) Найди неизвестное слово 2) Определи его грамматическое значение 3) В словаре найди лексическое значение слова 4) Определи его смысл в предложении 5) Его значение в предложении.

При изучении нового текста эффективно использовать технологию коллективного взаимообучения. Если текст объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Здесь ребенок должен следить за правильностью чтения своего товарища, указывать ему на ошибки, задавать вопросы по прочитанному.

Для проверки домашнего задания или осознанности прочитанного можно поделить класс на отвечающих и оппонентов. Оппоненты внимательно слушают высказывающихся, затем строят дискуссию так, чтобы их товарищи могли отстоять свою правоту. Для пополнения словарного запаса учащихся следует применять словотворчество. Попробуйте придумывать несуществующие слова. Когда дети начинают развлекаться со словообразованием, они полностью «включаются» в язык. Начать игру помогут стихотворения, например, «Мы с дедушкой» Михаила Яснова.

Таким образом, формирование навыка осознанного чтения в условиях билингвальной языковой среды будет эффективно при использовании на уроке инновационных образовательных технологий.

         Список использованной литературы:

  1. Боченкова М. Ю. Билингвизм и билингвальная среда как социокультурный и психолого-педагогический феномен // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 586–590. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46136.htm
  2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
  3. Никифорова Е.П., Борисова Л.П., Эверстова А.И. Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в якутской школе // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 9, №4. Часть 2. Краснодар, 2017. С. 153-160.
© М.В. Горгадзе, А.А. Кожурова, 2018