ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭПОСА ОЛОНХО

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России признана основой разработки и реализации федеральных государственных стандартов [1].

Якутский героический эпос олонхо – древний жанр. Как отметил  этнопедагог Г.Н. Волков, «…олонхо – самое концентрированное  выражение духовной жизни якутского народа» [3]. В нем отражено сознание народа. Весь процесс формирования человека земли – это результат интеграции различных ценностей и потому олонхо является ценным наследием духовной культуры, имеющим важное значение в патриотическом и нравственном воспитании народа.

В системе образования Республики Саха (Якутия) разработана педагогика олонхо. Это – своеобразная передача жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса нынешним и будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанная на традициях народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравственно-этических идеалах миропонимания.

Методологической основой исследования являются труды В.Ф. Афанасьева, М.И. Баишевой, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, А.П. Оконешниковой, И.С. Портнягина, К.Д. Уткина, К.С. Чиряева, Е.П.Чехордуной и др., в которых находим идеи и теории о воспитательных возможностях этнопедагогики, актуальных и по сей день.

Новизна авторской технологии Е.П. Чехордуной внедрения педагогики олонхо под названием СЭДИП. Данная аббревиатура раскрывает суть технологии: Самобытный, Этический, Деятельностный, Интегративный Подход к духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина России. «Сэдип» – слово, суть которого заключается в его сложной семантике – с одной стороны, «пристойный, правомерный, этичный», с другой, – «умеющий мыслить и предчувствовать, выдвигать предположения и гипотезы, делать умозаключения и выводы на основе анализа и наблюдений» [4].

В республике много образовательных учреждений, которые основаны на мировоззренческих аспектах олонхо, например, Таттинском, Чурапчинском, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Верхневилюйском, Амгинском, Усть-Алданском, Горном, Верхоянском, Нюрбинском, Вилюйском и других улусах РС (Я), а также в г. Якутске.

Обеспечение формирования ценностных ориентаций младших школьников посредством олонхо реализуется в единстве урочной, внеурочной деятельности в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.

Урочная деятельность. Основная цель преподавания литературы – это «воспитание эстетически развитого и мыслящего читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором» [3,5]. Героический эпос  как крупный жанр фольклора преподается в курсах «Устное народное творчество и художественное слово» для 1-4 классов [3].

Внеурочная деятельность. Базовые национальные ценности и ценности, отраженные в  олонхо, составляют основу содержания внеурочных воспитательных мероприятий. Основными формами являются: научно-исследовательские объединения, детский театр, студии, кружки олонхо. Они имеют программу, репертуар, календарные планы по индивидуальным траекториям развития учащихся. Главной целью является совместная досуговая деятельность детей и взрослых в поликультурной среде. В процессе совместной деятельности расширяется опыт конструктивного, творческого, нравственно ориентированного поведения.

Внешкольная деятельность. Практикуются различные формы внешкольной деятельности по формированию духовно-нравственного развития и воспитания посредством якутского героического эпоса: экскурсии, походы, праздники ысыах, благотворительные и другие мероприятия.

Семейное воспитание. Взаимодействие семьи, детского сада и школы содействует духовно-нравственному развитию, этнокультурному образованию и гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Такое взаимодействие является технологией нравственного оздоровления общества [3,4,5].

Таким образом, нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного развития и морально-этического воспитания детей в рамках государственных образовательных стандартов и других актов по этнокультурному образованию создает благоприятные условия для внедрения региональной системы педагогики олонхо, которая способствует становлению духовно-нравственной сферы личности ребенка, удовлетворению этнокультурной потребности субъектов образовательного процесса и устойчивому развитию общества.

 

Список использованной литературы:

  1. Баишева М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале олонхо. – Новосибирск: Наука, 2008. – 168 с.
  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
  3. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо [Текст] (электр.ресурс) – Киров: МЦНИП, 2013. – 118 с.
  4. Стручкова М.И., Шергина Т.А. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в начальной школе // Наука, образование и инновации: сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 182-184.
  5. Герасимова А.И., Шергина Т.А. Формирование ценностных ориентаций младших школьников посредством педагогики Олонхо // Личность как обьект психологического и педагогического воздействия. Международная научно-практическая конференция. Уфа. 2016. С. 89-91.
© А.И. Герасимова, А.В. Оконешникова, 2018