ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Спецификой Республиканского детского туберкулезного санатория имени Т.П. Дмитриевой является лечебно-оздоровительная, реабилитационная и учебно-воспитательная работа с детьми, которая характеризуется подчинением режиму лечебно-оздоровительного учреждения, низким уровнем родительского участия в учебно-воспитательном процессе. В момент поступления на длительный срок лечения и реабилитации ребенок лишается привычного социального окружения, изменяется уклад и ритм его жизни. Этот критический момент может негативно повлиять на его личностное развитие.

Для создания благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей в 2013 году педагогическим коллективом дополнительных классов МОБУ СОШ №21 г. Якутска, основываясь на нормативных документах [1] была разработана следующая программа воспитательной работы «Ромашка». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося [1,с.5].

В Концепции говорится: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-психологическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [1, с.11]. Исходя из этого, воспитательная работа строится по пяти основным направлениям: познавательное, нравственное (ценностное), коммуникативное, художественное, эколого-валеологическое.

Предполагаемым результатом реализации Программы является успешная адаптация в изменившейся среде. Основными показателями оценки выступают:

  1. Любознательность – стремление к получению новых знаний, потребность в расширении и углублении своих познаний, активное участие в проводимых мероприятиях, инициативность.
  2. Уважение – интерес к культуре других народов, толерантность, уважение к историческому прошлому своего народа, добросовестность и ответственность в учебе и труде.
  3. Гуманность – доброжелательное отношение к людям, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим, правдивость и искренность в отношениях, умение строить отношения с людьми.
  4. Любовь к прекрасному – понимание художественной ценности произведений искусства и литературы, желание творить прекрасное, занятия художественным творчеством.
  5. Стремление к физическому совершенству – поддержка здорового образа жизни, понимание ценности здоровья, следование гигиеническим правилам, развитая физическая спортивная подготовка.
Все мероприятия запланированы по трем уровням: 1 - приобретение социальных знаний; 2 - формирование ценностного отношения к социальной реальности; 3 - получение опыта самостоятельного общественного действия.

К первому уровню относятся мероприятия информативного содержания: познавательные беседы, классные часы, культпоходы в театры, музеи, занятия объединений художественного творчества. Ко второму уровню - коллективно-творческие дела: концерты, инсценировки на уровне класса и школы, посещение художественных выставок, спектаклей. Третий уровень включает социально-значимые мероприятия: социально моделирующая игра,  краеведческая работа, досугово - развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, встречи с известными людьми и т.д.), детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.).

В структуре воспитательных мероприятий мы используем цикличный подход. Все мероприятия планируются по блокам в соответствии с учебными четвертями. В конце каждого цикла мероприятий в санатории организуем большой праздник, в котором соединяются воедино все воспитательные мероприятия четверти.

Традиционным мероприятием является «День Байанайа» - праздник, посвященный охотничьему промыслу. Охота является одним из традиционных занятий северных народов. Мы раскрываем тему с различных аспектов – социальной-культурной, историко-этнографической, художественно-творческой, экологической стороны. Каждому ребенку есть что показать и рассказать по этой теме. Параллельно с темой охоты мы показываем роль наших отцов, мужчин в обществе.

Праздник «Ийэ тыл (Родной язык)», приуроченный Дню родного языка и письменности, тоже проводится ежегодно. Учителями якутского, разговорного якутского, русского и английского языков проводится цикл мероприятий и конкурсов. Дети учатся сочинять художественные произведения, декламировать стихи, ставить инсценировки и т.д.

С особым размахом мы традиционно отмечаем «День Республики» (27 апреля). «Мы – дети, собравшиеся со всех уголков нашей прекрасной республики, воспеваем в песне ее красоту, славим в стихах ее достоинства, показываем в танце северные узоры» - так гласит девиз праздника. В театрализованном концерте принимают участие все воспитанники санатория.

Украшением традиционного летнего праздника Ысыах является Парад представителей улусов нашей республики. Дети с гордостью представляют свою малую Родину, воспевают красоту родной природы, рассказывают о своих именитых земляках. Особое место ежегодно отводится тем мероприятиям, которые раскрывают содержание темы года, объявленного в России и  республике.

Каждый цикл мероприятий сопровождается участием в конкурсах художественного творчества, научно-практических конференциях. Для детей организуются экскурсии по городу Якутску, по культурно-досуговым учреждениям. На праздниках подводятся итоги всех событий года, отмечаются отличившиеся, которыми являются все дети, находящиеся на длительном лечении.

Таким образом, программа позволяет систематизировать воспитательную работу, комплексно решать важные социально-педагогические проблемы, которые в полной мере способствуют реализации требований федеральных образовательных стандартов и, самое главное, создает условия для всестороннего развития личности ребенка.

 

Список использованной литературы:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии. – М.: Пед.общ. России, 2007.
  4. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни. – Волгоград.: Учитель, 2009.
  5. Патриотическая воспитательная система работы, конспекты уроков, разработки занятий. Автор – составитель И.А.Паликович. – Волгоград.: Учитель,2006.
  6. Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде. Программы, разработки занятий, рекомендации. – Волгоград.: Учитель,2010.
  7. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Ярославль.: Академия развития, 2010.
© А.Р. Васильева, А.Н. Турантаева, Т.Д. Тихонова, 2018